Один манёвр — и авария. А виновник спокойно скрылся, даже не притормозив. Такая ситуация на дороге — не редкость. Но возможно ли привлечь к ответственности того, кто создал угрозу, но не оказался среди участников ДТП? Да, хотя путь будет не самый простой.
По пункту 10.1 ПДД, при возникновении опасности водитель обязан снижать скорость, а не резко маневрировать. Поэтому сотрудники ГИБДД чаще всего оформляют аварию на того, кто фактически выехал на встречную или врезался. И того, кто спровоцировал манёвр, даже не ищут.
Но практика Верховного суда РФ говорит иное: отсутствие прямого столкновения не освобождает от вины того, кто нарушил ПДД и создал угрозу (Определение № 25-КГ17-1 от 11.04.2017).
Подробно опишите в объяснительной, что уходили от столкновения с внезапно появившейся машиной. Упомяните статью 2.7 КоАП — "крайняя необходимость".
Запишите контакты очевидцев, адреса камер наблюдения, найдите записи с регистраторов — своих и чужих.
Убедите инспекторов изъять и приобщить видео к материалам дела.
Если ГИБДД откажется искать второго участника, дело можно довести до гражданского суда. Там возможно перераспределить вину или добиться признания своей невиновности, если действия действительно были вынужденными. Главное — собрать максимум доказательств.
Уточнения
Доро́жно-тра́нспортное происше́ствие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб.