Нефтегазовая отрасль сегодня переживает время больших вызовов. С одной стороны, мир продолжает требовать всё больше энергии: по данным ОПЕК, доказанные мировые запасы нефти превышают 1,564 трлн баррелей. С другой — усиливаются экологические стандарты, и именно они будут определять будущее отрасли.
Значительная часть этих ресурсов сосредоточена в труднодоступных районах. В России, по данным Роснедр, на арктическом шельфе содержится около 85 трлн кубометров газа и 17 млрд тонн нефти. Их освоение возможно только при использовании самых передовых технологий — прежде всего в области бурения и строительства скважин. Баланс между растущими энергетическими потребностями и экологическими рисками требует новых решений и новых людей, готовых их создавать.
Один из таких людей — Радмир Ганиев, инженер-нефтяник, технический консультант международных нефтегазовых компаний, инженер-изобретатель Научного центра мирового уровня "Рациональное освоение запасов жидких углеводородов планеты" при УГНТУ, член Российской академии естественных наук (РАЕН) и Евразийского совета экспертов по недропользованию (ЕСОЭН). Его путь — пример того, как личная страсть к профессии, университетская наука и международный опыт превращаются в реальные инновации: от циркуляционных переводников для бурения горизонтальных скважин до технологий для освоения глубоких месторождений и уникальной системы SMART™ P&A для экологичной ликвидации морских скважин.
Эксклюзивное интервью Радмира Ганиева для Pravda.Ru...
— Радмир, почему именно нефтегазовая индустрия стала вашим выбором?
— Нефтегаз для меня — это не просто профессия, а часть жизни. Я инженер в третьем поколении. Помню, как впервые с отцом попал на наземную буровую установку ещё в пять лет. Для ребёнка это было настоящее чудо: огромные сооружения, шум насосов и ротора, слаженная командная работа людей. Я буквально влюбился в эту индустрию с первого взгляда — и это определило мой выбор.
Я поступил в Уфимский государственный нефтяной технический университет, где получил не только фундаментальные знания горного инженера, но и навыки практической работы. Уже на втором курсе я устроился памбуром в Западной Сибири в буровую компанию "Евразия", а на третьем курсе проходил практику инженером по долотному сервису компании "Буринтех" на Крайнем Севере. Университет открыл и международные возможности: как один из лучших студентов я проходил практику в Montan Universität в Австрии, где впервые познакомился с американскими и европейскими разработками, увидел, как работают инженеры мирового уровня. Именно тогда моя профессиональная планка поднялась: я понял, что хочу не просто работать "с 8 до 6", а сделать весомый вклад в развитие нефтегазовой индустрии.
Студенческие годы я не "спустил", а сделал их своим трамплином: занимал призовые места в международных конференциях и олимпиадах SPE (Society of Petroleum Engineers), много ездил по России и СНГ со своими проектами. А моя дипломная работа была уникальной: вместе с другом Рустамом Багаутдиновым мы построили модель скважины высотой пять метров и промоделировали различные процессы цементирования. Эта лабораторная установка осталась в университете и долгие годы использовалась другими поколениями бакалавров и магистров для экспериментов.
Конечно, я очень благодарен моим наставникам из УГНТУ — доценту Акбулатову Т. О., профессору Исмакову Р. А. и профессору Аглиуллину А. Х. Они увидели во мне особый талант к этой индустрии и "огонь в глазах", всегда помогали идти вперёд и ставить новые цели. Это очень важно — когда рядом люди, которые не только дают знания, но и вдохновляют верить в себя.
Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю: семейная преемственность, детское очарование профессией, стремление к высоким стандартам и постоянный труд стали фундаментом для всего, что я делаю в нефтегазе.
— Расскажите, как всего лишь за десять с небольшим лет вы вышли на уровень мирового эксперта? Каким был ваш профессиональный путь?
— Сразу после окончания университета я получил приглашение в совместный проект "Роснефти" и ExxonMobil. Мы работали в буровой операционной команде с американскими коллегами и вместе пробурили самую северную скважину в мире — "Университетская", что привело к открытию крупного арктического месторождения "Победа". Это был по-настоящему сложный проект: нужно было построить скважину в Арктике всего за 3-4 летних месяца, пока Карское море освобождается ото льда.
Работа в международной команде дала мне колоссальный опыт. Американские коллеги научили меня мировым стандартам строительства морских скважин, качественному планированию, риск-менеджменту и строгому следованию процедурам на практике.
Позже меня пригласили в другой крупный совместный проект Statoil и "Роснефти" в Охотском море. Там я впервые оказался на морской буровой платформе в роли полевого инженера, оказывал инженерно-техническую поддержку и приобрёл бесценный опыт работы в суровых условиях шельфа. Это были настоящие испытания — и профессиональные, и человеческие.
Следующим этапом стали международные проекты "Лукойла". В Чёрном море мы бурили глубоководные скважины на глубине более 1000 метров, я консультировал работы в Каспийском море, а позже был полевым супервайзером в Мексиканском заливе. Каждый проект был уникален: новые вызовы, разные технологии и, главное, люди, с которыми мы вместе двигали индустрию вперёд.
С тех пор я понял: нефтегаз — это не только техника и риски, это прежде всего люди и команда, которая способна объединяться ради общей цели даже в самых сложных и непредсказуемых условиях.
— Работая в таких масштабных международных проектах, вы видели отрасль изнутри. Но в какой момент на первый план для вас вышла именно наука?
— Ещё в университете я дал себе слово, что продолжу заниматься наукой. Хотелось не просто работать на проектах или защищать диссертацию "для галочки", а принести реальную пользу индустрии, оставить свой след. Поэтому я постоянно изучал мировой опыт, смотрел, какие технологии применяют в разных странах, и пытался понять: где у нас болит и как это можно решить.
Одной из самых острых проблем, с которой я столкнулся ещё на практике в Западной Сибири при бурении горизонтальных скважин, стала сложность выноса шлама. Частицы породы накапливаются в стволе и вызывают осложнения — от прихватов бурильной колонны до невозможности спустить обсадную трубу.
Совместно с моим коллегой Люком Де Боером и при поддержке Научного центра мирового уровня при УГНТУ мы разработали уникальное решение — автоматический циркуляционный переводник FlowMax. Он значительно упрощает процесс бурения и снижает риски аварий, обладая характеристиками, которыми не могут похвастаться конкурентные системы.
FlowMax был испытан на скважинах в России, США и на Ближнем Востоке. Во всех случаях результаты подтвердили его эффективность. В среднем применение технологии улучшает гидравлику и позволяет сократить срок строительства скважины примерно на сутки — а это миллионы рублей экономии. Для шельфовых проектов, где стоимость суток бурения исчисляется сотнями тысяч долларов, эффект становится колоссальным.
Я уверен, что у FlowMax большие перспективы, особенно для глубоководных и арктических проектов, где цена ошибки невероятно высока и важен буквально каждый час.
— В одной из ваших научных статей в SCOPUS-журнале SOCAR Proceedings вы пишете, что "технология с двойным градиентом открывает возможности для бурения скважин, которые раньше считались сложными или даже невозможными". Можете простыми словами объяснить, что такое бурение с двойным градиентом?
— Изучая мировой опыт, особенно проекты в Мексиканском заливе (США) и на норвежском шельфе, я обратил внимание на передовые технологии управления давлением (Managed Pressure Drilling, MPD). Одна из самых перспективных, но до сих пор недоизученных опций MPD — это бурение с двойным градиентом (Dual Gradient Drilling, DGD).
В бурении существует понятие "узкое буровое окно" — это диапазон между поровым давлением пласта и градиентом его гидроразрыва. Если давление слишком низкое — возникает газо-, нефте- или водопроявление. Если слишком высокое — раствор уходит в пласт, вызывая потери и осложнения. В таких условиях традиционные методы часто бессильны: приходится спускать дополнительные обсадные колонны, что резко увеличивает сроки и стоимость строительства.
Технология DGD позволяет удерживать давление в "золотой середине" и бурить скважины, которые раньше считались слишком дорогими или технически невозможными: глубокие (свыше 7000 м), глубоководные и даже геотермальные.
Ведущие мировые компании (Chevron, BP, Enhanced Drilling и другие) за последние 20 лет вложили в разработку DGD несколько миллиардов долларов. Моё авторское исследование этой технологии началось в 2019 году: я активно публикую статьи, выступаю на российских и международных конференциях и веду переговоры с нефтегазовыми компаниями. Наша команда предложила обновлённую концепцию DGD, применимую как для морских, так и для наземных скважин. Лабораторные исследования и независимые инженерные оценки показали: внедрение системы может сократить сроки строительства на 30-40% и дать экономический эффект в десятки миллионов долларов.
Для меня важно, чтобы об этой технологии знали и в России, и в Европе, а главное — чтобы в неё инвестировали. Потому что DGD — это не теория, а реальный инструмент для освоения новых горизонтов в энергетике. Недавно мы передали свои наработки в ведущий научный журнал Springer Nature (Швейцария, Scopus Q1), где готовится к публикации наше исследование о применении DGD при бурении глубоких скважин в Восточной Сибири.
— Вы занимаетесь не только созданием технологий для бурения, но и решаете задачу конца жизненного цикла скважины. Зачем вообще нужно разрабатывать технологии ликвидации?
— В нефтегазе есть тема, о которой редко говорят публично, — это ликвидация скважин. По данным Wood Mackenzie, в ближайшие 5-10 лет некоторые компании будут тратить на вывод старых скважин из эксплуатации даже больше, чем на разработку новых месторождений. И речь идёт о сотнях миллиардов долларов.
Часто операторы вместо качественной ликвидации предпочитают временно законсервировать скважины. Но это бомба замедленного действия: конструкция со временем деградирует, и через такие скважины начинают утекать метан и другие газы. В Северном море, например, исследования показали, что более половины заглушённых скважин имеют признаки утечек. А метан — это парниковый газ, воздействие которого в 84 раза выше, чем у CO₂ на горизонте 20 лет. Представьте, какой экологический риск может принести для нашего мирового океана.
Поэтому вместе с коллегами мы разработали технологию SMART™ P&A — систему безрайзерной ликвидации морских скважин. Она позволяет сократить время операций до 50% и тем самым резко уменьшить их стоимость. Ключевая инновация — использование двустенной бурильной колонны и работа с бурового судна с динамическим позиционированием, без тяжёлой и дорогой райзерной системы. Каждая установка SMART™ способна ликвидировать до 20 скважин в год, применяя процедуры, одобренные международными регуляторами, включая американское Bureau of Safety and Environmental Enforcement.
Для нас особенно значимо, что эта разработка получила признание. В 2022 году на Международный конкурс научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа, было подано 54 работы от 42 организаций. И именно наша технология заняла первое место, став лауреатом первой премии. Диплом был вручен мне в Санкт-Петербурге на пленарном заседании конференции OMR-2022 "Стратегические цели и задачи освоения углеводородных ресурсов Арктики и континентального шельфа". Награду вручал Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Юрьевич Сорокин.
Для меня эта победа — не просто личное признание, а подтверждение, что наши идеи востребованы, и отраслевое сообщество видит в них реальный вклад в будущее нефтегаза.
— Что изменилось в вашей карьере после столь значимого продвижения в науке и открытиях?
— Для меня это стало началом новой главы в академической карьере. Мне всегда хотелось делиться знаниями. Ведь инженер, который держит опыт "в себе", тормозит развитие всей отрасли. Поэтому я читаю лекции студентам как приглашённый лектор в университетах России, Мексики и Казахстана. Для меня это не просто преподавание, а диалог с будущими инженерами, которым предстоит решать самые сложные задачи завтрашнего дня.
Кроме того, я рецензирую статьи в ряде научных журналов — таких как "Теория и практика современной науки", "Мировая наука" и других. Это позволяет держать руку на пульсе новых исследований, помогать молодым авторам улучшать свои работы и повышать качество научных публикаций.
В 2022 году мы вместе с моими единомышленниками — д. т.н., профессором УГНТУ Рустэмом Исмаковым, д. т.н., профессором УГНТУ Ахтямом Аглиуллиным и к. т.н., доцентом Горного университета Шамилем Исламовым — выпустили книгу "Техника и технология строительства скважин с плавучих буровых установок". Я выступил идейным вдохновителем этого проекта, и для нас было важно создать первый в России полноценный учебник, системно описывающий проектирование и строительство морских и глубоководных скважин, включая Арктику.
Книга вышла при поддержке Министерства образования РФ, была напечатана тиражом более 1000 экземпляров и поступила в библиотеки ведущих вузов страны. В начале 2024 года УГНТУ признал её лучшим учебным пособием 2023 года.
Особую ценность для нас представляет международное признание. На книгу дали рецензии ведущие учёные из Норвегии, Великобритании, США и России. Профессор Ове Тобиас Гудместад отметил, что материал изложен простым языком и дополнен иллюстрациями, что делает его доступным даже для непрофессионалов. Британский эксперт Мартин Райланс назвал книгу "обязательной к прочтению для инженеров и супервайзеров на плавучих установках". А российский академик Владимир Овчинников подчеркнул, что труд полезен как студентам, так и действующим специалистам отрасли.
Для меня это очень важный этап. Премии и признания в индустрии — это одно. Но когда твоя работа становится настольной книгой студентов и инженеров, это значит, что ты действительно оставил след и помогаешь формировать новое поколение нефтегазовых специалистов.
— Как вы видите будущее нефтегазовой индустрии? Как вы, будучи членом РАЕН и ЕСОЭН, можете на это влиять?
— Я убеждён, что будущее топливной индустрии — это не отказ от нефти и газа, а их эволюция. Нефть и газ ещё десятилетия будут оставаться основой мировой экономики, но сама добыча станет цифровой, автоматизированной и экологичной. Искусственный интеллект и сенсорные системы уже сегодня позволяют предсказывать осложнения, управлять скважиной в реальном времени и снижать издержки. Важным трендом станет роботизация бурения: автономные установки и интеллектуальные модули будут выполнять рутинные и опасные операции, резко повышая эффективность и безопасность.
При этом растёт внимание к экологии: компании вынуждены учитывать углеродный след, утечки метана, вопросы ликвидации скважин. Лидерами станут те, кто будет инвестировать в "чистые" технологии и думать не только о текущей прибыли, но и о будущем планеты.
Что касается моей экспертной деятельности: я являюсь членом Евразийского совета экспертов по недропользованию (ЕСОЭН) и Российской академии естественных наук (РАЕН), основанной в 1990 году. Эти организации отличаются строгим отбором: в их составе — ведущие учёные СНГ, признанные специалисты в области геологии, нефтегаза и экологии. Для меня это и большая честь, и серьёзная ответственность. Участие в этих структурах позволяет влиять на стратегические решения на уровне отрасли и государства: обсуждать нормативные рамки, оценивать проекты, формировать стандарты.
Я стараюсь, чтобы мои научные разработки не оставались "на бумаге", а становились частью реальной практики — через новые правила, стандарты и совместные проекты науки и бизнеса. Для меня будущее нефтегаза — это переход к технологически продвинутой, экологически ответственной и интеллектуально управляемой отрасли. И я готов играть в этом активную роль — как инженер, учёный и эксперт.
Путь Радмира Ганиева — это пример того, как инженерные идеи превращаются в технологии, меняющие целую отрасль. От первых экспериментов в университетской лаборатории до реализации проектов в Арктике и Мексиканском заливе, от FlowMax до SMART™ P&A — каждое решение рождалось из стремления сделать нефтегаз безопаснее, эффективнее и экологичнее.
История Радмира показывает: будущее энергетики создают люди, которые не боятся мыслить шире стандартов и соединяют науку с практикой. Именно такие специалисты задают новые ориентиры и открывают возможности для следующего поколения инженеров.
От изгнания у шимпанзе до "химического чутья" у лангустов: как животные распознают больных сородичей и почему социальная дистанция в природе — вопрос жизни и смерти.