Иран выступает за совместное использование ресурсов Каспия

Специальный представитель Ирана на переговорах о Каспийском море Мехди Сафари сказал, что позиция Ирана заключается в том, чтобы правовой статус Каспия предусматривал совместное использование ресурсов моря. В случае, если страны договорятся о разделе моря, Иран согласится с долей в 20%.

 В четверг, 30 мая, Мехди Сафари выступил с докладом на конференции «Геополитическое положение Каспийского моря» в университете фундаментальных наук провинции Мазандеран в Больбольсаре.

 Мехди Сафари сказал, что у Каспийского моря есть правовой статус, однако из-за изменений после распада Советского Союза он должен быть дополнен.

 Говоря о взглядах прикаспийских государств по вопросу о правовом статусе моря, Мехди Сафари сказал, что Казахстан, Туркменистан и Азербайджан рассматривают проблему с экономической точки зрения. Россия исходит из вопросов обеспечения безопасности. Иран помимо безопасности интересуется и экономикой.

 Казахстан исходя из своей позиции согласен с разделом дна моря, однако не поддерживает идею о совместном использовании ресурсов. Азербайджан выступает за раздел поверхности и дна и официально выступает против совместного использования ресурсов. Россия настаивает на совместном использовании поверхности моря, поскольку она придает очень большое значение вопросам безопасности. Что касается раздела дна моря, то она, видимо, согласится даже с долей в 14,5%. Позиции Туркменистана и Азербайджана по вопросу определения правового статуса Каспийского моря пока остаются неясными.

 Иран настаивает на совместном использовании поверхности и дна Каспийского моря. Правовой режим, по мнению Ирана, должен определяться на этой основе при согласии всех сторон. Казахстан и Россия заключили соглашение о разработке подводных нефтяных месторождений, однако на практике нефтяные компании сталкиваются с многочисленными трудностями.

 По поводу обращения в международный суд для рассмотрения вопроса о правовом статусе Каспийского моря Мехди Сафари сказал, что на такой шаг можно пойти в случае согласия всех прикаспийских государств.

 Далее Мехди Сафари затронул вопрос о роли соглашений 1921 и 1940 годов. Он сказал, что в этих соглашениях ничего не говорилось об использовании подземных месторождений и о защите окружающей среды. Как заметил Мехди Сафари, если Иран не использовал свои права, предусмотренные в названных соглашениях, это не означает, что его следует лишить этих прав.

 До тех пор, пока правовой статус Каспийского моря не будет определен, никому не разрешается заходить в пределы иранской зоны, составляющей 20% от моря.

 Иран проводил технические и политические консультации по вопросу о правовом статусе с Туркменистаном и Азербайджаном.

 По поводу последнего совещания глав прикаспийских государств Мехди Сафари сказал, что результатами совещания были осуждение двусторонних шагов, несогласие с иностранным военным присутствием, запрет односторонних действий по использованию спорных месторождений.

 Мехди Сафари отметил высокую степень загрязненности Каспийского моря. Он сказал, что глубина моря увеличивается по мере приближения к иранскому берегу, поэтому загрязненные воды перемещаются в сторону Ирана.

 Некоторые страны не согласны с тем, чтобы вопрос о защите окружающей среды приобретал международный характер. Однако Россия поддерживает идею создания соответствующей организации с участием пяти прикаспийских государств со штаб-квартирой в России.

Ссылки по теме ИРАН.Ру

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить