Внутренне непрочный Израиль никогда не уступит арабам

Израиль сейчас переживает тяжелый период социального и политического неспокойствия. Правительство во главе с нехаризматичным премьер-министром Эхудом Ольмертом не в состоянии на данный момент предложить палестинцам то, что они так настойчиво требуют. Иерусалиму сейчас просто не до этого.

Несмотря на то, что Израиль на первый взгляд представляется единым государством, народ которого «в едином порыве» устремлен к общим целям, все не так солнечно, как кажется. Социальное неравенство и дискриминация, выражающаяся через различия между движениями и сектами в иудаизме в купе с образованием ряда экстремистских групп, призывающих к насилию и террору, становятся все более заметными.

Последние сообщения средств массовой информации о молодых израильтянах, празднующих день рождения Адольфа Гитлера, были только первым звонком и верхушкой айсберга, подводная часть которого скрывает общую социальную напряженность и недовольство. Некоторые слои израильского общества настолько разочарованы социальным и политическим неравенством в стране, что не нашли ничего предосудительного в праздновании дня рождения человека, который хотел стереть весь еврейский народ с лица Земли.

Некоторые экстремистские группировки, многие из которых позиционировали себя как неонацистские, планировали атаки на других евреев. Эти группировки также включали в себя наркоманов и лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Во время обысков в домах членов этих группировок полиция обнаружила нацистскую униформу, портреты Гитлера, холодное и огнестрельное оружие и взрывчатку.

Большинство членов этих фашистских групп составляют дети выходцев из бывшего СССР. Эмигранты из бывших советских республик больше других пострадали от того, что они сами называют «дискриминацией». Все дело в том, что иммигранты (по крайней мере, в начале 1990-х) искренне стремились приобщиться к новой для себя культуре и стать «израильтянами». Но при этом они старались сохранить те культурные и языковые ценности и символы, которые привезли с собой и считали неотъемлемой частью своей идентификации.

По словам известного израильского социолога Элизера Бен Рафаэля, профессор социологии Тель-Авивского университета, «большинство этих иммигрантов были столь же нерелигиозны, как и давно живущие в Израиле выходцы из Восточной Европы, поэтому рассуждения о «святом наследии предков» были им чужды. Выражение своей исключительности они видели прежде всего во владении русским языком и в своей принадлежности к русской культуре. Значимость этих символов для самоидентификации русскоязычных иммигрантов отчасти может быть объяснена отсутствием доступа к еврейской культуре вследствие антисемитской политики советского руководства. Для многих первая встреча с еврейством произошла после их иммиграции и знакомства с еврейскими символами, которые в Израиле трактуются как признаки национальной принадлежности».

Кроме того, в израильском обществе «русские евреи» воспринимаются прежде всего как потомки хазар, живших в районе Каспийского моря. Хазары, судя по всему, иудеями изначально не были, однако, в силу пока не выясненных до конца причин, стали единственным в мире народом, который массово принял иудаизм – религию, основанную на происхождении, то есть формула «только еврей по рождению может быть иудеем» тут не сработала. Именно поэтому «русские евреи» многими воспринимаются как люди «второго сорта».

Другим раздражающим фактором в израильском обществе являются так называемые «самаритяне». Адепты этой довольно многочисленной секты (или течения в иудаизме) уверены, что только они являются истинными евреями, которые испокон веку жили на территории современного Израиля и поэтому несут в себе дух истинной веры. По заявлению их духовного лидера, раввина Мецлиаха Бен Шломо Шишима, «когда исчезнем мы, исчезнет и еврейский народ». Последователи этого движения также считают, что у них хранится самый древний свиток священной книги иудаизма – Торы, который правда, они еще никому не демонстрировали. «Самаритяне» отрицательно относятся к декларации Бальфура, которая привела к образованию Израиля, считая неправедным заселение Палестины «нечистыми» евреями из разных стран мира.

Помимо этого, ортодоксальные евреи, которые, кроме всего прочего, не хотят смешиваться с представителями других религиозных движений, отказываются принимать современную цивилизацию практически во всех ее формах, считая, что действуют согласно Священному Писанию. Большинство современных технических средств, таких как, скажем, всемирная сеть Интернет, они считают ересью. Даже тексты Торы, выложенные вИнтернете, «ортодоксы» не признают достоверными. Они уверены, что четко следуют заветам Моисея и верят, что политика современного Израиля и большинство евреев вызывают ненависть ко всему народу в мире.

Таким образом, можно предположить, что пока Израиль не справится со своими внутренними проблемами, ждать того, что он пойдет на мирный диалог с Палестиной, не следует.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить