Опасен исключительно пожизненно

Комментарии на пожизненное осуждение бывшего начальника отдела Службы безопасности ЮКОСа для процесса такого уровня на редкость сухи и лаконичны. Сплошная констатация: сторона обвинения вменила виновность по всем пунктам, сторона защиты опровергла все, и намерена обжаловать приговор вплоть до Европейского суда. И при этом – ноль эмоций. Ничего похожего на прошлогоднюю истерию вокруг затяжных заседаний в Мосгорсуде, когда вся страна с Пичугиным засыпала и с ним же пробуждалась. Никто больше не пишет о «чистильщике» ЮКОСа никем не читаемых книг. Никто не тусуется в его защиту в Новопушкинском сквере. Правозащитники как в рот воды набрали.

Босс адвокатской команды Георгий Каганер заявил в кулуарах после пятичасовой читки приговора, что исход лично ему был ясен с первых слов судьи. Закрадывается смутное сомнение, не было ли мэтру все это исчерпывающе ясно куда как загодя. Не он ли в феврале, после отмены Верховным судом 24-летнего срока, пророчил журналистам, что, Алексея Пичугина «хотят сломать угрозой пожизненного наказания и получить показания на руководство ЮКОСа» и что «приговор просто ужесточат». А если он это знал, почему не представил суду ничего существеннее удовлетворительной (даже не положительной) производственной характеристики и двух малолетних детей на иждивении? Защита так и не смогла доказательно опровергнуть данные под присягой показания подельников и выживших потерпевших. Подсудимый признан в организации трех убийств и четырех покушений на убийство. Суд определил, что «Пичугин представляет исключительную опасность для общества», и назначил ему наказание в виде пожизненного лишения свободы. Каганер радуется, что Пичугин «держит удар».

Впрочем, при внимательном рассмотрении данного марафонского судопроизводства – Алексей Пичугин был взят под стражу еще 21 июня 2003 года и за 4 года еще не добрался до зоны – кое-какие элементы новизны в последнем процессе все же заметны. Пичугин сломается и укажет на Леонида Невзлина, скрывающегося в Израиле, как на заказчика кровавых расправ с теми, кто имел неосторожность стать поперек интересов ЮКОСа? Если обвинители в прошлом процессе на это рассчитывали, то нынче определенно нет.

За год многое изменилось. Во-первых, и этого нельзя не заметить, резко сдулись амбиции всех главных фигурантов.

Невзлин все еще годит под БАГАЦем, его попытка прикупить себе немного нефтяного заводика в Хайфе закончилась полным конфузом. И что-то давненько не слышно новостей из Читы, не правда ли? С тех самых июньских пор ничего не слышно, когда PricewaterhouseCoopers отозвала все свои аудиторские заключения по ЮКОСу, которые делались в период с 1995 по 2004 годы. Говоря по-русски, аудиторы с мировым именем пришли к выводу, что руководство нефтяной компании бессовестно водило их за нос, подсовывая для анализа «липу». PwC – непререкаемый авторитет в мировых финансовых кругах. Их заключением в суде МБХ с Платоном Лебедевым размахивали как флагом своей налоговой прозрачности. Флажок забрали обратно, прикрываться больше нечем.

Теперь же к соучастникам заказных убийств суд может причислить и самого Михаила Ходорковского – на основании показаний рискнувшего вернуться на родину Алексея Голубовича. Свидетельство само по себе знаковое для лондонских беглецов. Далеко не все они процветают, а надежды на корпоративную солидарность давно обратились в дым. Москва, как известно, слезам не верит, но доказала, что ценит откровенность высоко.

Бывший начальник инвестиционного управления банка МЕНАТЕП дал исключительно ценные для суда показания. Он превратил гипотезы следствия в реальность. Подразумевалось и прежде, что глава ЮКОСа не мог не знать о художествах своих мастеров заплечных дел. Теперь это стало судебным фактом: Михаил Ходорковский и Леонид Невзлин лично проводили совещания «по проблеме Рыбина» в присутствии сотрудников службы безопасности. Стала отчетливее и сама «проблема» – удовлетворить исковые требования Евгения Рыбина означало бы банкротство ЮКОСа, финансовые обстоятельства которого на тот момент оказались на редкость нехороши. На том судьбоносном для кредитора совещании Невзлин взялся «решить проблему» за пару месяцев.

Другая особенность пересуда Пигучина, навеянная событиями последних недель на лондонском направлении, в том, что Генпрокуратура морально готова к заочному процессу над гражданином государства Израиль Леонидом Невзлиным. Невзлин пока никак не выразил своего отношения к собственным судебным перспективам. Его помощник Эрик Вольф на всякий случай усмотрел в намерении Генпрокуратуры РФ признаки террора 1937 года.

Между тем, гособвинителя Камиля Кашаева видимо, надо понимать так, что высший надзорный орган России больше не будет возобновлять попыток добиваться экстрадиции Невзлина. В своей жесткой приверженности духу и букве Конституции Россия отсекла для себя такую возможность – Израиль тоже никому не выдает своих евреев. Другое дело, если Высший суд справедливости найдет неправомерным принятие Невзлина в гражданство – тогда затребовать его в Лефортово сам Бог велел. На основании вступившего в законную силу приговора суда даже проще и убедительнее.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Обсудить