Диалог Кишинёва и Тирасполя: сенсация и успех России

На фоне косовского синдрома желания Молдавии и Приднестровья урегулировать свои отношения становятся сенсацией. Даже при том, что результат неизвестен. Переговоры - несомненный успех России. А замалчивание этого факта на Западе свидетельствует о том, что политической элите там необходима только одна форма взаимоотношений – развал и конфронтация.

На фоне косовского синдрома желания Молдавии и Приднестровья урегулировать свои отношения становятся сенсацией. Замалчивание в европейской прессе этого факта свидетельствует о том, что политической элите Запада необходима только одна форма взаимоотношений – развал и конфронтация. Мирные урегулирования и переговоры, в какой бы форме они не проходили, только вредят их планам и дают нежелательные примеры.

В Бендерах состоялась встреча, на подготовку к которой понадобилось целых семь лет – переговоры между президентом Молдавии Владимиром Ворониным и лидером Приднестровья Игорем Смирновым. Первый шаг к возобновлению этого диалога сделал Владимир Воронин.

Молдавский и приднестровский лидеры договорились о взаимном снятии ограничений на передвижения своих чиновников. «Я незамедлительно обращаюсь в Европейский союз с просьбой снять ограничения на перемещение по странам ЕС руководителей Приднестровья», - заявил президент Молдавии Воронин.

Игорь Смирнов поблагодарил молдавского президента за «откровенную беседу». «В повестке дня у меня было два вопроса: вручение проекта договора о дружбе и сотрудничестве между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова и снятие всех экономических и других барьеров по перемещению грузов и людей», – сказал президент ПМР.

Встреча Воронина и Смирнова – несомненный успех российской дипломатии, которая действительно настойчиво и регулярно пыталась помочь Кишиневу и Тирасполю найти точки соприкосновения, избавиться от накопившегося за годы раздора груза взаимных претензий.

Первая за последние семь лет встреча между президентом Республики Молдова Владимиром Ворониным и президентом ПМР Игорем Смирновым – это уже позитивный момент. Хорошо, что переговоры, наконец, возобновились, так как на обоих берегах Днестра люди уже безмерно устали от разрушительной «холодной войны» между Кишиневом и Тирасполем.

На фоне интенсивной «разморозки» этнополитических конфликтов на Южном Кавказе последние события в Приднестровье могут рассматриваться едва ли не как сенсация. Приднестровье становится первой из «горячих точек» на территории бывшего СССР, где переговоры могут возобновиться и привести к позитивным результатам. Стороны продемонстрировали готовность говорить друг с другом. Владимир Воронин в 2001 году пришел к власти под лозунгами реинтеграции страны.

Он жестко критиковал своих предшественников за местечковый национализм, отсутствие гибкости. Воронин был готов решить все споры с Тирасполем в сжатые сроки, вплоть до того, что признать факт агрессии Кишинева против населения Левого берега Днестра. Однако, из переговорного процесса ничего не получилось. В 2003 году потерпел фиаско и предложенный Россией «план Козака», который, кстати сказать, затормозил конфликтное урегулирование не только на Днестре, но и во всем СНГ.

Очень символично, что встреча произошла в городе Бендеры, который совместно контролируется администрациями и Молдовы, и Приднестровья. Сегодня продвижение к миру в Приднестровье выгодно всем.

Прежде всего, Молдавии. Воронин поставил на карту репутацию «собирателя страны». В 2009 году в этой стране пройдут парламентские выборы и прорыв на приднестровском направлении станет козырной картой для Воронина.

Позитивная динамика урегулирования выгодна и России. Нейтральная Молдова на фоне стремящейся к НАТО Украине уже дипломатическая победа.А Молдова, признающая российскую собственность на ее территории и благодарная Москве за помощь в деле реинтеграции республики - неплохой результат на фоне обостренных отношений с Грузией и Украиной.

Учитывая то, что российский интерес в ПМР меньше, чем в Абхазии и в Южной Осетии, так как у нас нет с Приднестровьем общей границы, наши усилия стали бы доказательством конструктивных подходов Москвы и примером для того же Запада в вопросах самоопределения наций, и нанесла бы серьезный удар по косовской проблеме. В принципе и Украина не проиграла бы от примирения, потому, что получила бы на своих границах открытое государство, нейтральное, дружественное.

В ходе встречи президент ПМР передал главе молдавского государства проект Договора "О дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой", а также политико-правовое обоснование данного Договора.

По сути это документ, который определяет отношения между равноправными государствами, исключая какую либо автономию. В статье первой этого договора ясно сказано: «Высокие Договаривающиеся Стороны строят взаимоотношения на основе принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг друга, недопустимости применения силы или угрозы силой. Высокие Договаривающиеся Стороны приложат усилия для оперативного решения вопроса делимитации и демаркации государственной границы».

Однако для такой трактовки взаимоотношений есть все исторический обоснования. До 1924 года Приднестровье не имело отношения к молдавской государственности, не входило в состав Молдавского княжества, Бессарабской губернии. До этого времени территория Приднестровья находилась в составе Российской империи, южнорусских губерний и Украины.

В 1924 году руководство СССР, не признававшее законности аннексии Бессарабии Румынией, приняло политическое решение об образовании на территории Приднестровья и сопредельных районов Украины Молдавской Автономной ССР в составе Украины со столицей в г. Тирасполь (с 1929 года).

В 1940 году, по итогам Пакта Молотова-Риббентропа территория Бессарабии была присоединена к МАССР. В результате из части районов бывшей МАССР и Бессарабии была образована Молдавская ССР. В составе МССР автономный статус Приднестровья был ликвидирован.

МССР являлась республикой с аграрным (Бессарабия) и промышленным (Приднестровье) потенциалом, однако приоритет отдавался Бессарабии. Происходило нарушение баланса при распределении финансовых средств в ущерб Приднестровью. МССР являлась многонациональной республикой, особенно территория Приднестровья, однако в 1989 году Верховным Советом Молдавии принимаются дискриминационные законы о языках, итогом которых стали игнорирование интересов национальных меньшинств.

С конца 1980 - начала 1990-х годов населению внушается мысль об этнокультурной идентичности молдавского и румынского этносов. Нежелание новых националистических властей Кишинева учитывать законные интересы жителей Приднестровья и искать компромиссные решения возникших проблем привели к необходимости оптимальных форм защиты интересов народа Приднестровья.

Однако все предложения Приднестровья были отвергнуты. Руководством Молдавии был взят курс на силовое давление. В этих условиях Приднестровье на основании всенародного референдума было вынуждено провозгласить образование собственного независимого государства.

Одной из правовых основ провозглашения независимости Приднестровья стало признание Съездом народных депутатов Советского Союза в 1989 году, а затем и парламентом Молдавии в 1990 году недействительным и не имеющим юридических последствий Пакта Молотова-Риббентропа.

Вследствие этого де-юре была восстановлена ситуация, существовавшая до образования в 1940 году Молдавской ССР. Тем самым возникло двойное правопреемство в отношении бывшей МССР - Республики Молдова как бывшей Бессарабии и Приднестровской Молдавской Республики, как прямого наследника Молдавской Автономной ССР.

Окончательный разрыв между Молдавией и Приднестровьем произошел в 1992 году после вооруженной агрессии Республики Молдова против Приднестровской Молдавской Республики, унесшей более шестисот жизней только с приднестровской стороны. Во многом это произошло потому, что многие молдавские политики стремились к объединению с Румынией. Да и сейчас стремятся.

Таким образом, восстановление приднестровской государственности стало основной гарантией безопасности для жителей республики, залогом реализации их прав и свобод и неприсоединения к чуждой Румынии. Как будет реагировать на позицию Тирасполя Кишинев, неизвестно. Однако лед тронулся. И нормализация «замороженного» конфликта только дело времени. Все устали от войны. Будь она холодная или горячая.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить