Около 80 % автомобилей, на которых работают российские таксопарки, не соответствуют требованиям по локализации производства, вступающим в силу с 2026 года. Эти изменения могут привести к масштабному обновлению автопарков и серьёзным расходам для перевозчиков.
В соответствии с проектом постановления Минпромторга РФ, с 1 января 2026 года компании смогут приобретать для работы в такси только те автомобили, которые включены в специальный перечень локализованных моделей. В список войдут машины, собранные на территории России с использованием отечественных компонентов.
На сегодняшний день в перечень входят лишь несколько моделей Lada - Granta, Vesta и Largus. Остальные массовые автомобили, включая Hyundai, Kia, Volkswagen и Renault, пока не соответствуют установленным критериям.
"Новые требования призваны поддержать российское производство, но для таксопарков переходный период станет непростым", — отметил в беседе с изданием "Ведомости" аналитик НАПИ Андрей Кузнецов.
По данным НАПИ, на 1 октября 2025 года в России насчитывается около 800 тысяч автомобилей с лицензиями на таксомоторные перевозки. Из них почти три четверти — иномарки, сборка которых сегодня либо прекращена, либо не отвечает нормам локализации.
| Место | Модель | Доля в автопарке (приблизительно) | Соответствие новым требованиям |
| 1 | Hyundai Solaris | ~10 % | Нет |
| 2 | Lada Granta | ~9,5 % | Да |
| 3 | Kia Rio | ~9 % | Нет |
| 4 | Volkswagen Polo | ~8 % | Нет |
| 5 | Lada Vesta | ~7 % | Да |
| 6 | Renault Logan | ~6,5 % | Нет |
| 7 | Skoda Rapid | ~6 % | Нет |
| 8 | Haval Jolion | ~5 % | Рассматривается для включения |
| 9 | Skoda Octavia | ~4 % | Нет |
| 10 | Kia Optima | ~3 % | Нет |
Таким образом, восемь моделей из первой десятки самых востребованных в такси не соответствуют требованиям по локализации и не смогут получить лицензии после 2026 года, согласно новому аналитическому отчёту агентства НАПИ.
В Министерстве промышленности и торговли подтверждают: ужесточение правил направлено на стимулирование локального производства и поддержку отечественных заводов.
"Мы работаем над тем, чтобы расширить перечень моделей, произведённых в России. Сейчас рассматриваем возможности включения автомобилей Haval и Tenet", — заявил в интервью ТАСС заместитель министра промышленности и торговли Альберт Каримов.
По его словам, до конца 2025 года ведомство планирует создать переходный механизм, который позволит таксопаркам адаптироваться к новым условиям без остановки работы.
По оценке НАПИ, под замену могут попасть до 600 тысяч автомобилей. Это около 75 % всего российского таксопарка. Если не будет предложено программ господдержки, стоимость обновления автопарков может вырасти, что приведёт к повышению цен на поездки и сокращению числа машин.
"При отсутствии плавного перехода к новым требованиям парк начнёт быстро стареть уже к 2027 году, а стоимость обслуживания вырастет минимум на 15-20 %", — пояснил РБК эксперт транспортного рынка Дмитрий Шильников.
Ошибка: откладывать обновление автопарка до последнего момента.
Последствие: невозможность продлить лицензии на работу.
Альтернатива: начать закупку подходящих моделей заранее.
Ошибка: игнорировать процесс локализации.
Последствие: потеря доступа к корпоративным заказам и госпрограммам.
Альтернатива: следить за обновлением перечня Минпромторга.
Ошибка: полагаться только на импортные бренды.
Последствие: рост расходов на обслуживание и дефицит запчастей.
Альтернатива: перейти на локализованные автомобили (Lada, Haval, Tenet).
| Плюсы | Минусы |
| Поддержка отечественного автопрома | Сокращение выбора для перевозчиков |
| Рост числа рабочих мест в автопроме | Возможный рост цен на автомобили |
| Улучшение контроля за качеством | Риск дефицита моделей на старте программы |
| Повышение прозрачности рынка | Сложности для малого бизнеса |
А что если часть перевозчиков решит не обновлять парк и продолжит использовать старые машины? Эксперты предупреждают: средний возраст автомобилей вырастет, а уровень безопасности снизится. Без субсидий и льготных кредитов обновление парка станет финансово непосильным для многих компаний.
Это доля российских комплектующих и сборочных операций в производстве автомобиля — кузов, двигатель, трансмиссия, электроника и интерьер.
Их можно будет использовать до конца срока действия лицензии, но продлить её после 2026 года не получится.
По информации Минпромторга, он будет утверждён до конца 2025 года.