Вопрос возрастных ограничений за рулём в России активно обсуждается на фоне изменений в медицинских требованиях и демографической ситуации. С каждым годом увеличивается число водителей старше 60 лет, и тема безопасности становится всё более актуальной.
На текущий момент в российском законодательстве отсутствует формально установленный возрастной предел для управления транспортным средством. Получение и продление водительского удостоверения возможно в любом возрасте при наличии действующей медицинской справки.
С 2017 по 2024 год зафиксирован рост числа дорожно-транспортных происшествий по вине пожилых водителей. Это обусловило пересмотр подходов к медицинскому контролю. В настоящее время внимание акцентируется на регулярной проверке физического и психического состояния водителей пенсионного возраста.
После достижения 60-летнего возраста срок действия медицинской справки сокращён до 5 лет. После 70 лет в ряде регионов России водителей направляют на медосмотры чаще — ежегодно или раз в два года. Решение зависит от состояния здоровья и рекомендаций специалистов.
острота зрения (включая наличие коррекции);
слух;
координация движений и реакция;
артериальное давление и сердечно-сосудистая система;
наличие хронических заболеваний;
когнитивные способности (в ряде случаев — тесты на память и внимание);
признаки деменции или других психических отклонений.
В случае выявления ограничений врачи обязаны передать сведения в МВД. При этом допускается временное приостановление действия водительских прав до устранения причин.
Официальных нововведений пока не принято, однако активно обсуждаются следующие меры:
сокращение срока действия водительского удостоверения до 2 лет для водителей старше 70-75 лет;
обязательное прохождение теоретических тестов по ПДД и психологических проверок;
автоматическая интеграция медицинских данных с ГИБДД;
расширение перечня обязательных обследований;
разработка адаптационных программ и технических решений для возрастных водителей.
Цель подобных инициатив — повышение безопасности, а не ограничение прав.
Япония: после 75 лет обязательны тесты на внимание и реакцию.
Италия: продление водительских прав после медосмотра раз в два года.
Франция и Германия: действуют программы переобучения, периодических проверок и добровольной переоценки навыков.
ОАЭ: после 70 лет необходимо повторно сдавать экзамен.
В большинстве стран Европы пожилые водители обязаны подтверждать свою физическую и ментальную готовность к управлению транспортом.
Формальных возрастных ограничений не предусматривается. Однако планируется усиление надзора и внедрение инструментов раннего выявления рисков. Водители обязаны своевременно проходить медкомиссию, а врачи — передавать информацию о возможной опасности управления автомобилем.
В случае необходимости назначаются дополнительные обследования. Нарушение выявленных ограничений может повлечь административные последствия, вплоть до аннулирования или временного прекращения действия прав.
Уточнения
Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) — самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации.