Сказочные враги русских героев

В былинном эпосе и фольклоре восточных славян Соловей-разбойник - демонический враг богатырей, который губил своим громким посвистом. Он сидит в гнезде, обычно на 12 дубах, невдалеке от проезжей дороги, ведущей в Киев, и никого не пропускает по ней проехать. Его дети - черные вороны с железными клювами. Большинство былин повествует о битве Ильи-Муромца с Соловьем-разбойником, которого богатырь сбивает с дерева калёной стрелой, поразив его в правый глаз. Поединок заканчивается разрубанием Соловья-разбойника на части и его сожжением, что напоминает миф о борьбе громовержца с его змеевидным противником.

Персонифицированное воплощение злой доли или горя в восточнославянской мифологии - Лихо. В сказках Лихо предстает в образе худой женщины (иногда великанши) без одного глаза, встреча с ней может привести к потере руки или гибели человека. В одной сказке говорится: «Лихо покоится на ложе из человеческих костей, голова его лежит на покути (покут, покутье - красный угол в избе; почетное место за столом и на пиру), а ноги упираются в печку». Кроме Лиха, в сказках встречаются Доля и Недоля, Горе-Злосчастье и т. п.

Змей Горыныч - многоголовый (часто о трех головах; у него бывает шесть, девять или двенадцать) змей. По поверьям, он рождается от змеи, которая семь лет не слышала человеческого голоса, или от сорокалетней рыбы. Он весь защищен панцирем, из пастей пышет огнем. Змей Горыныч - оборотень. Ударившись оземь, он становится красивым парнем, конем или неким предметом на дороге. Он облагает людей данью, требуя себе на съедение детей и девушек. В русских былинах его дважды победил богатырь Добрыня.

В русском фольклоре облик огромного существа Чудо-юдо подробно не описывается. Нечто вроде исполинского змея. Иногда «беззаконное Чудо-юдо» отождествляется с морским царем или Змеем Горынычем. В сказках оно владеет двумя водными ключами. Если испить водицы из одного - станешь могучим богатырем, если помочить волосы из другого - они станут золотыми.

В славянской мифологии Баба-яга - оборотень, живущая в дремучем лесу старуха-чародейка с «костяной ногой». Живет она в избушке на курьих ножках, вокруг которой стоит забор из человеческих костей, увенчанных черепами. Любит заманивать к себе маленьких детишек и добрых молодцев, которых потом зажаривает в печи. Передвигается в железной ступе, погоняя пестом и заметая следы помелом. Есть три разновидности этой ведьмы. Дарительница, от которой герой получает некий волшебный предмет. Похитительница, которая крадет детей. Воительница, с которой герой сражается не на жизнь, а на смерть.

Тугарин (Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище) - злой богатырь в русских былинах и сказках, противник русских богатырей Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Главный текст о Тугарине - былина о бое Алёши Поповича с Тугарином. Алёша Попович рассек труп поверженного Тугарина на мелкие куски и разбросал по полю битвы. Тугарин «был богатырь в вышину трех сажен (5,28 метра), промеж глаз - калёна стрела; пожирал он и выпивал так же много, как и великаны. Длина ему триста сажен (528 метров), спиною валит круты берега. Конь у Тугарина как бы лютый зверь, из хайлища пламень пышет, из ушей дым столбом».

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь, представитель темной враждебной силы, «нехристи», «татарщины». О борьбе его с Ильей Муромцем сохранилось много былин. По одним из них, Илья Муромец убил его «шляпою земли греческой» (древнегреческий шлем). Поганое идолище, называемое также «нечестивым», «некрещеным», «жидовским», «проклятым татарином», «проклятым», «обжорой», «идолом скоропитом» и сравниваемое с Тугарином Змиевичем и Батыгой Калиной. «Голова у него с пивной котел, а глазища у проклятого с пивны чаши, а носище был калёна стрела, в плечах косая сажень (2,48 метра), а туловье будто куча сена несметная». Лошадь его ведут 20 человек. По одному из вариантов, Поганое Идолище «объездил» Швецию, «Турецию», Казань, Рязань и Астрахань.