Падение спроса на новые автомобили в России напрямую связано с их стоимостью. Даже самые доступные модели сегодня стоят настолько дорого, что большая часть покупателей просто не рассматривает покупку нового авто. Ситуация усугубляется высокими ставками по кредитам, ростом издержек производителей и утилизационным сбором.
Стоимость новых автомобилей начального уровня уже давно превысила отметку в миллион рублей. Например, базовая LADA Granta или Niva обходится примерно в 1 000 000 рублей. Если прибавить расходы на страхование, регистрацию, комплект зимней резины и мелкие сопутствующие траты, сумма поднимается до 1,1 миллиона рублей.
Такой автомобиль становится доступным только тем, чей ежемесячный доход превышает 90 000 рублей. Новые модели вроде LADA Iskra стоят около двух миллионов, что требует дохода не ниже 180 000 рублей в месяц. Очевидно, что подобный уровень заработка характерен для ограниченного круга граждан, поэтому автосалоны всё чаще остаются без покупателей.
Надежды на дешёвые автомобили из Китая не оправдались. Даже при локальной сборке и поддержке производителей стартовые цены на китайские модели начинаются от двух миллионов рублей. После добавления налогов и утильсбора они оказываются недоступными для основной массы покупателей.
В результате единственным действительно доступным вариантом остаются подержанные автомобили. Машины возрастом 5-10 лет с пробегом продаются в диапазоне от 300 000 до 600 000 рублей, и именно этот сегмент сегодня воспринимается как "народный".
Производство автомобиля стоимостью в 4000–7000 долларов в современных условиях физически невозможно. Себестоимость сборки, цена материалов, логистика и налоги делают выпуск такой модели убыточным. Даже при минимальной комплектации и локальной сборке нижняя граница стоимости новой машины составляет около 1,2-1,3 миллиона рублей.
Для реального восстановления покупательской активности необходим баланс между ценой автомобиля и уровнем доходов населения. В странах с развитой экономикой соотношение стоимости машины и годового дохода гражданина не превышает 1:1, тогда как в России эта пропорция зачастую выше 1:2.
При текущем уровне зарплат доступным можно считать автомобиль ценой до 1,3 миллиона рублей. Такая сумма соответствует возможностям большинства покупателей и при этом позволяет производителям сохранять рентабельность. Выше этой планки спрос резко снижается, а машины теряют конкурентоспособность на фоне подержанных иномарок.
Пятилетний автомобиль корейского или японского производства с небольшим пробегом стоит около 1,3 миллиона рублей. Новая отечественная модель за 2 миллиона при таких условиях перестаёт быть привлекательной, так как не даёт ощутимого выигрыша в качестве или надёжности.
Выходом может стать активная локализация производства иностранных брендов. Если китайские и другие азиатские компании наладят сборку в России с использованием местных комплектующих, появится возможность снизить цены. При этом стоимость базовых моделей в пределах 1,2-1,3 миллиона рублей обеспечит рост конкуренции и вернёт на рынок массового покупателя.
Развитие собственных производств также позволит сократить зависимость от колебаний валютных курсов и логистических издержек, а значит — удерживать цены на приемлемом уровне.
Средняя зарплата в России составляет около 70 000 рублей. Если следовать принципу, что стоимость автомобиля должна быть равна годовому доходу покупателя, доступный уровень цены — до 900 000 рублей. На практике таких предложений на рынке нет: даже самые простые модели перевалили за миллион.
До тех пор, пока цена на новые автомобили не снизится хотя бы до уровня 1 миллиона рублей, массовое обновление автопарка невозможно. Большинство россиян по-прежнему выбирают подержанные машины, а не новые из салона.
| Категория | Средняя цена (₽) | Необходимый доход (₽/мес) | Доступность |
| LADA Granta, Niva | 1 000 000 | 90 000 | Низкая |
| LADA Iskra | 1 900 000 | 180 000 | Очень низкая |
| Китайские седаны | от 2 000 000 | от 190 000 | Недоступно |
| Подержанные иномарки | 600 000-1 300 000 | 60 000-120 000 | Средняя |
Миф: рост цен вызван только санкциями.
Правда: главная причина — внутренние издержки и налоговая нагрузка.
Миф: китайские автомобили вернут доступность.
Правда: без локализации и снижения налогов они останутся дорогими.
Миф: россияне просто перестали покупать машины.
Правда: большинство не может позволить себе новый автомобиль при нынешних ценах.
В начале 2000-х годов LADA Kalina стоила около 250 тысяч рублей при средней зарплате 12 тысяч. Соотношение стоимости к доходу тогда составляло примерно 1:1,8 — приемлемый уровень доступности. Сегодня, чтобы сохранить такую же пропорцию, цена новой машины должна находиться в пределах 800-900 тысяч рублей.
С учётом нынешней инфляции и себестоимости производство автомобиля по такой цене возможно только при государственной поддержке и снижении налоговой нагрузки. Без этих мер возвращение к "народному" уровню цен остаётся малореальным.