С 1 декабря в России вступят в силу новые правила расчета утилизационного сбора — платежа, который производители вносят за будущую утилизацию автомобиля. Этот шаг должен, по замыслу властей, обновить систему, но многие эксперты опасаются: цены на машины могут заметно вырасти. Однако есть исключения — ряд моделей, производимых внутри страны, останутся в прежнем ценовом диапазоне.
"Корректировка цен коснется в первую очередь санкционных иномарок. На российские автомобили реформа не окажет существенного влияния", — заявил первый вице-премьер России Денис Мантуров.
Новая формула утильсбора предполагает, что ставка будет рассчитываться с учетом объема двигателя, массы и экологического класса машины. Для импортных автомобилей коэффициенты увеличатся, что приведет к росту конечной цены. Отечественные модели и собранные на российских предприятиях автомобили будут платить меньше, поскольку льготы распространятся на локализованное производство.
Таким образом, выиграют компании, имеющие сборочные заводы в России. Среди них Haval, Solaris, Sollers, "Москвич", Tenet, Voyah, Evolute, BAIC, Kaiyi, SWM и Citroën.
| Марка | Место сборки | Основные модели | Цены от, руб. |
| Haval | Тула, Калуга | Jolion, F7, Dargo, H9 | 1 999 000 |
| Solaris | Санкт-Петербург | HC, KRS, HS, KRX | 1 930 000 |
| Sollers | Ульяновск | ST6, ST8 | 2 630 000 |
| Москвич | Москва | 3, 3e, 6, 8 | 1 700 000 |
| Tenet | Калуга | T4, T7, T8 | 1 999 000 |
| Voyah | Липецк | Free, Passion | 5 590 000 |
| Evolute | Липецк | i-Pro, i-Joy, i-Space, i-Jet, i-Van | 2 490 000 |
| BAIC | Калининград | X55, X7, BJ40, U5 Plus | 1 940 000 |
| Kaiyi | Калининград | X3, X7 Kunlun, E5 | 1 225 000 |
| SWM | Калининград | G01, G01 F, G05 Pro | 1 954 500 |
| Citroёn | Калуга | C5 Aircross | 3 999 000 |
Эти бренды обеспечивают локальную сборку, что позволяет им сохранить привлекательные цены. Для покупателя это означает, что в декабре отечественные и собранные в РФ автомобили не подорожают.
Смотрите на место сборки — если автомобиль выпускается в России, его цена менее подвержена внешним колебаниям.
Уточняйте степень локализации — чем больше деталей производится на месте, тем меньше влияние внешних факторов.
Сравнивайте предложения дилеров — даже среди локальных моделей можно найти разницу до 10-15%.
Учитывайте динамику курса валют — импортные запчасти могут подорожать, даже если сборка российская.
Выбирайте надежные бренды — Haval, BAIC и "Москвич" уже адаптировались к российскому рынку и имеют развитую сеть сервисов.
Ошибка: выбрать иномарку без локальной сборки.
Последствие: рост цены на 10-20% из-за утильсбора.
Альтернатива: модели Haval или Kaiyi, производимые в России.
Ошибка: покупать малопопулярный китайский бренд без гарантий сервиса.
Последствие: сложности с обслуживанием и запчастями.
Альтернатива: "Москвич" или Sollers, поддерживаемые государством.
Ошибка: откладывать покупку до января.
Последствие: возможный рост цен и ограниченный выбор.
Альтернатива: оформить заказ до вступления реформы в силу.
Эксперты отмечают, что до декабря дилеры сохраняют прежние прайсы. Некоторые даже предлагают скидки, чтобы стимулировать продажи. Покупка в ноябре позволит сэкономить, особенно если речь идет о популярной модели с локальной сборкой. Однако стоит учесть, что к концу года на рынке часто наблюдается ажиотаж, а время ожидания машины может увеличиться. Поэтому оптимально оформить предзаказ заранее.
| Плюсы | Минусы |
| стабильные цены | меньший выбор комплектаций |
| доступность запчастей | не всегда идеальное качество сборки |
| госпрограммы поддержки | ограниченные цвета и опции |
| развитая сервисная сеть | риск задержек поставок компонентов |
Как выбрать автомобиль, который не подорожает из-за утильсбора?
ориентируйтесь на модели, собираемые в России. Узнайте, имеет ли завод статус локального производителя.
Сколько стоит самый дешевый автомобиль российского производства?
на данный момент это Kaiyi E5 — от 1 225 000 рублей.
Что лучше: Haval или "Москвич"?
оба бренда адаптированы к российским условиям, но Haval выигрывает по мощности и опциям, а "Москвич" — по доступности запчастей.
Миф: повышение утильсбора приведет к росту цен на все автомобили.
Правда: подорожают в основном импортные модели без сборки в России.
Миф: российские бренды полностью независимы от импорта.
Правда: часть компонентов все еще закупается за рубежом, но влияние снижается.
Миф: все китайские машины одинаковы.
Правда: уровень качества и комплектации у разных брендов сильно различается.
После введения утильсбора в 2012 году он стал инструментом защиты внутреннего рынка. В 2020-х система требовала обновления из-за появления новых игроков и роста доли электрокаров. Теперь реформа должна стимулировать производство внутри страны и повысить долю российских автомобилей на рынке.