Каждый водитель хотя бы раз задумывался, можно ли садиться за руль после приёма тех или иных лекарств. Вопрос действительно важный: некоторые препараты действуют не хуже алкоголя или наркотиков, снижая концентрацию и замедляя реакцию. Однако недавняя инициатива, касающаяся их маркировки, так и не получила поддержки в Госдуме.
Госдума отклонила законопроект, который предлагал особым образом помечать лекарства, опасные для водителей. Автор инициативы, председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, предлагал прямо в инструкции указывать предупреждения для автомобилистов.
"В инструкции к лекарствам предполагалось отражать дорожный знак "Движение запрещено"", — отметил депутат.
Поправки планировалось внести в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств".
Суть инициативы заключалась в том, чтобы препараты, содержащие психотропные или наркотические вещества, сопровождались яркими и понятными отметками. Водители сразу видели бы предупреждение о том, что садиться за руль после их приёма опасно.
Но парламентарии решили, что достаточно указаний в инструкциях, а лишние знаки и маркировка могут запутать потребителей.
Отказ от маркировки не означает отмены контроля. В первом чтении уже принят законопроект о приравнивании лекарственного "опьянения" к алкогольному и наркотическому. Теперь за управление машиной под действием определённых препаратов водителей ждёт административная ответственность.
Правительство сформирует перечень запрещённых средств. В него, как предполагается, войдут:
анестетики;
лекарства против эпилепсии;
препараты от болезни Паркинсона;
снотворные;
седативные средства.
| Подход | Особенности | Плюсы | Минусы |
| Маркировка упаковок | Видимое предупреждение для водителя | Простота, наглядность | Риск перегрузить инструкции символами |
| Ответственность по КоАП | Приравнивание к алкоголю и наркотикам | Чёткая юридическая база | Водитель узнаёт о запрете только из списка |
Перед приёмом любого лекарства читайте инструкцию.
Особое внимание уделяйте разделам "Побочные действия" и "Влияние на управление транспортом".
Если препарат вызывает сонливость или головокружение — откажитесь от поездки.
При необходимости используйте такси или каршеринг.
Храните список своих назначенных лекарств и сверяйтесь с актуальными ограничениями.
Ошибка: принять снотворное и сесть за руль.
Последствие: потеря контроля, авария.
Альтернатива: отложить поездку или воспользоваться общественным транспортом.
Ошибка: игнорировать указания врача.
Последствие: штраф, лишение прав.
Альтернатива: уточнить у специалиста, можно ли управлять машиной.
Если маркировку всё-таки введут, водителям будет проще ориентироваться в аптеках. Но пока ответственность ложится на самих автомобилистов: каждый обязан самостоятельно проверять инструкции и знать, какие лекарства несовместимы с вождением.
| Плюсы | Минусы |
| Повышает безопасность на дорогах | Ограничивает часть водителей, даже при лёгких побочных эффектах |
| Формирует дисциплину при приёме лекарств | Требует регулярного обновления списка препаратов |
Какие лекарства точно нельзя совмещать с вождением?
Сильные обезболивающие, снотворные, седативные и противоэпилептические средства.
Кто составит список запрещённых препаратов?
Его определит правительство на основании медицинских заключений.
Что грозит водителю за "лекарственное опьянение"?
Штраф и лишение прав, как при алкоголе или наркотиках.
Миф: если препарат выписал врач, то управлять автомобилем можно.
Правда: даже по рецепту запрещённые лекарства могут сделать вождение опасным.
Миф: седативные действуют только в первые минуты.
Правда: их эффект может сохраняться несколько часов.
Во Франции опасные для водителей лекарства маркируют цветными кружками на упаковке.
В Германии врач обязан предупредить пациента, если препарат несовместим с вождением.
В Японии некоторые лекарства запрещены не только для водителей, но и для пилотов и операторов техники.
Идея контроля приёма медикаментов водителями обсуждается в России с 2000-х годов. В Европе подобные ограничения действуют давно: специальные символы на упаковках появились ещё в 1990-х. В России пока делают ставку на ответственность самих автомобилистов и контроль со стороны инспекторов.