Мохандас Ганди был не только лидером освобождения Индии от колониального гнета, но и одним из величайших духовных учителей минувшего столетия. Его философия ненасилия — сатьяграха — оказала влияние на движения сторонников перемен, осуществляемых мирным путем. Влияние учения Ганди распространилось по всему миру. Его именуют почетным титулом Махатма — "Великая душа".
Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869 года в семье, принадлежащей к торгово-ростовщической касте бания, относящейся к варне вайшьев. Известный французский традиционалист Рене Генон так писал об этой касте (называемой в Индии варной): "Вайшьями являются те, кто естественно идентифицируют себя с торговой и промышленной функцией. Можно сказать, что это "материальные производители".
Они работают в полях, сажая растения или разводя животных. Они строят дома и другие частные или общественные сооружения. Они же занимаются любыми ремеслами. Они торгуют пищей, утварью и, в конце концов, всем, что составляет материальную поддержку, обеспечивая возможность человеческой жизни и выполнение всеми своей функции. В общем, они производят и поддерживают. Их символический цвет — темно-зеленый или коричневый. Их отождествляют с Бронзовым веком, что и есть их символический металл (состоящий из красной меди и серого олова). Они связаны с материальным миром, землей, буржуазной демократией и сентиментализмом".
Из касты торговцев происходил и его отец, Карамчанд Ганди, который на момент рождения последнего из его четверых сыновей занимал пост премьер-министра в небольшом приморском городе Порбандар в западно-индийском штате Гуджарат. Дед будущего реформатора, Уттамчанд, также был премьер-министром этого городка. Формально его правители обладали автономией, но фактически они находились под контролем британской колониальной администрации. Несколько поколений семьи Ганди, включая его прадедушку, служили советниками по политическим вопросам и в администрации местных князьков.
Отец был женат четвертым браком, три предыдущие супруги безвременно скончались. Матерью Ганди стала отличавшаяся набожностью Путали Бай. В семье Ганди традиционно исповедовали вишнуизм, широко практикуемый в Гуджарате. Одним из основополагающих принципов этой религии был отказ от насилия в повседневной жизни — ахимса. Впоследствии Махатма Ганди станет самым известным в мире практиком ахимсы. На мировоззрение юного Ганди повлиял вишнуизм и глубокая религиозность его родной матери.
В семилетнем возрасте Ганди вместе со всей семьей переехал в город Раджкот, на тот момент бывшем политическим центром провинции Гуджарат.
До 12-летнего возраста он учился в начальной школе, где не показывал выдающихся результатов. Особенно не удавались робкому ученику, избегавшего общества детей, математика и английский язык, которым его родители едва владели. Слабым местом оказались также и спортивные занятия.
В Раджкоте его отец занимал официальную должность судьи при княжеском суде, а также выступал в качестве посредника, так называемого медиатора.
Медиация — это урегулирование споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора. Отцовская деятельность в качестве медиатора производила особенное впечатление на подростка.
Однажды старший товарищ, который сам был мусульманином, убедил Ганди отведать козлятины, хотя употребление мяса животных у вишнуитов строжайше запрещено. Подросток неоднократно нарушал и другие запреты своей религии, в частности, курил сигареты и пил вино. Поскольку денег у подростка не было, он сначала подбирал окурки от сигарет своего дяди, но потом стал воровать мелочь у слуги. По признанию самого Ганди медяки у слуги он воровал раз 12-13, но свою крупную кражу он совершил в 15 лет — вынул кусочек золота из браслета своего брата.
Когда Ганди раз в жизни посетил бордель, он, по его собственному признанию, почувствовал задетой свою возмужалость и лучше бы всего ему было утопиться от стыда. Нечистая совесть побуждала юношу к самоубийству. В конце концов, он принял решение сознаться в своих грехах перед отцом. С этой целью он написал ему записку. Благодаря ошибкам молодости, в зрелые годы Ганди отличала высокая самодисциплина. Юношеские проказы стали для него одним из мощнейших источников самопознания.
По законам своей религии, Ганди был обручен уже с семи лет. Возможно, он был обручен трижды. Как ему позднее сказали родители, две девочки, которых для него выбрали, "умерли одна за другой". Избранницей его родителейсталаровесницаихсына,родомтакжеизкастыбания, Кастурба (впоследствии жену Ганди ласково называли Ба). В 1882 году 13-летние подростки поженились. По финансовым соображениям вместе с их свадьбой сыграли свадьбу среднего брата, который был на два или три года старше Ганди, и его старшего двоюродного брата. В своих поздних опубликованных произведениях Ганди критиковал распространенные в то время в Индии ранние браки. Браки между детьми заключаются порой и в современной Индии.
В автобиографии "Моя жизнь" Ганди писал: "Когда я смотрю на ребят этого возраста, находящихся на моем попечении, и вспоминаю свой брак, мне становится жаль себя и радостно от сознания того, что их не постигла та же участь. Я не нахожу никаких моральных доводов, которыми можно было бы оправдать столь нелепые ранние браки".
Жена Ганди была неграмотна, и он хотел против ее воли обучить свою супругу. Не удалось это сделать и нанятым им частным учителям. В том, что жена с трудом выводит буквы и говорит только на простонародном диалекте, Ганди винил лишь самого себя. "Уверен, что она стала бы образованной женщиной, если бы моя любовь к ней была совершенно свободна от вожделения, — признавался Ганди в автобиографии. — Мне удалось бы тогда преодолеть ее отвращение к занятиям. Я знаю, что для чистой любви нет ничего невозможного".
У супругов родилось четверо мальчиков. В 1906 году Ганди дал торжественный обет сексуального воздержания, но вплоть до 1944 года, до самой смерти своей больной супруги, продолжал заботиться о ней.
В 1887 году он уехал в викторианскую Англию изучать юриспруденцию. В 1893–1914 годах он жил в Южной Африке, где на примере многочисленной общины индийских эмигрантов пытался воплотить в жизнь идеал, которому следовал до конца своей жизни.
Желание видеть политическое и моральное возрождение Индии на основах сатьяграхи (от санскритского слова satya, что означает "правда" — "упорство в истине", следствием которого является неповиновение несправедливым законам) и ахимсы. В конце 1914 года он вернулся на родину и спустя год стал главой Индийского национального конгресса.
В 1947 году Индия стала независимым государством во многом благодаря ему, но успех последних лет жизни оказался омраченным индийско-мусульманской враждой и кровавыми погромами. 30 января 1948 года Махатма Ганди был застрелен фанатиком-националистом.
В общественном сознании такие ипостаси Ганди, как герой национально-освободительного движения и реформатор общественного строя, реабилитировавший касту "неприкасаемых", оттеснили на задний план духовного учителя. Именно нравственное самосовершенствование стало духовным завещанием Махатмы Ганди.
В переводе с санскрита почетный титул "махатма" означает "Великая душа". Так Ганди приветствовал индийского философа и лауреата Нобелевской премии по литературе Рабиндраната Тагора, которого Ганди посетил в Бомбее 9 января 1915 года. По отношению к самому себе Ганди избегал употребления такого титула, чтобы не навлечь на себя подозрения в создании культа собственной личности. В 1931 году вышла в свет своего рода духовная автобиография Ганди "Опыт истины" в которой он признается, что титул "махатма" для него не обладает никакой ценностью, а чаще глубоко его ранит.
В самой Индии Ганди часто именовали также другим почетным прозвищем — Бапу ("Отец"). Так к нему обращалась его жена и близкие друзья. Впервые этот титул был употреблен председателем Индийского национального конгресса и одним из из лидеров Индийского движения за независимость Субхасом Чандрой Босом в одной из радиопередач 1944 года. Позднее к имени Ганди стали добавлять эпитет на английском языке father of the nation— отец нации.
Читайте другие статьи из серии "Великие реформаторы в реалиях":
Великие реформаторы в реалиях: царь Давид
Великие реформаторы: Франциск Ассизский
Великие реформаторы в реалиях: Фома Аквинат
Реформаторы в реалиях: митрополит Филипп
Реформаторы в реалиях: Сергий Радонежский
Великие реформаторы в реальности: Цвингли
Великие реформаторы в реалиях: Ян Лейденский
Великие реформаторы в реалиях: Жан Кальвин