С 1 сентября 2023 года вступил в силу закон, который впервые вводит регулирование деятельности цифровых платформ и маркетплейсов.
Это важный шаг в сторону защиты прав продавцов, которые реализуют свою продукцию на крупных онлайн-площадках. О том, с какими проблемами сталкиваются селлеры, и почему юридическая поддержка становится критически важной для бизнеса, рассказал основатель "Центра взыскания штрафов с маркетплейсов" и юрист Иван Иванников, один из пионеров в защите прав продавцов в цифровой торговле. Он помог предпринимателям взыскать с маркетплейсов более 30 млн рублей. Уникальная модель работы Ивана — "гонорар успеха", а также глубокая правовая аналитика позволили ему за несколько лет стать одним из самых влиятельных специалистов в области защиты селлеров в России.
— Иван, вы одним из первых начали защищать права селлеров. Расскажите, как все начиналось и как появилась идея создать "Центр взыскания штрафов с маркетплейсов"?
— Все бизнес-проекты практически всегда рождаются от какой-то боли. Сам являясь селлером на Wildberries с 2019 года, я уже не первый год наблюдаю, как товары теряются, штрафы начисляются, поддержка платформы не может объяснить их происхождение. А баланс каждый месяц не сходится как раз из-за штрафов и завышенной логистики со стороны маркетплейса. В какой-то момент я сел и посчитал, сколько потерял из-за таких недочетов. Составил исковое заявление, подал в суд и выиграл. Затем рассказал об этом друзьям и сразу же получил большое количество откликов. Так из личного кейса выросла специализированная юридическая практика. Со временем сформировалась команда. Сегодня мы помогаем предпринимателям оспаривать необоснованные санкции маркетплейсов, используя глубокое понимание как правовых механизмов, так и внутренней кухни работы этих платформ.
— Вы успешно добиваетесь восстановления прав селлеров в судебных делах с маркетплейсами. По вашему опыту, какова сейчас реальная возможность продавцов отстаивать свои интересы в спорах с большими площадками?
— Мы видим, что представители Wildberries начинают присутствовать на судебных заседания и усиливают свой юридический отдел. Раньше, когда платформа своих специалистов на рассмотрение дел не направляла, можно было добиться удовлетворения исковых требований по упрощенной процедуре. А сейчас, когда юристы платформы активно участвуют в процессах, существенно увеличилось время подготовки к судебным заседаниям, и как следствие возросла нагрузка на малый бизнес, который такие исковые заявления подает. При этом я наблюдаю прирост количества исковых заявлений по сравнению с тем же периодом год назад.
— Одна из особенностей вашей работы — модель постоплаты, так называемый "гонорар успеха". На фоне традиционных юрфирм с почасовой оплатой ваш подход выглядит инновацией. Насколько такой формат работы важен в условиях, когда у многих предпринимателей ограничены ресурсы?
— В период экономической нестабильности у многих предпринимателей снижается объем ликвидных средств, которыми можно было бы заранее оплатить услуги юриста, как это принято в нашем обществе. Благодаря модели "гонорара успеха" мы по сути становимся партнерами предпринимателя, а также освобождаем его от заморозки финансов на период разбирательства. По сути такая модель помогает микробизнесу защищать свои права в суде, поскольку, если юридические услуги оплачиваются заранее, предпринимателю проще заплатить штраф, чем изъять средства из оборота и направить их на финансирование тяжбы.
— Расскажите, пожалуйста, о кейсах, в которых вам удается отстаивать права селлеров.
— Большая часть наших кейсов идентичны, отличаются лишь убытки селлера и обстоятельства начисления штрафа. Например, лично у меня был кейс, когда мы смогли доказать реальные убытки за отмену отгрузки заказа по модели "маркетплейс". Суть этой модели в том, что товар хранится на складе селлера, а отгрузка происходит после получения реального заказа покупателя. В результате проведенного исследования совместно с независимым специалистом мы пришли к следующим выводам. Во-первых, штрафы по многим нарушениям в моем личном кабинете на Wildberries значительно превышают аналогичные санкции маркетплейсов-конкурентов. Во-вторых, фактические убытки площадки в два-три раза ниже чем штрафы, которые маркетплейс выставляют продавцу. Суд по тому делу счел нашу позицию убедительной, оценил заключение специалиста и удовлетворил исковые требования.
— Вы не только успешно защищаете права предпринимателей в судах, но и создали уникальное сообщество в Telegram, где делитесь практикой, обучаете. Какие задачи вы перед собой ставите в рамках этого сообщества?
— Создание сообщества в Telegram — это наш способ не просто защищать права селлеров в судах, но и формировать юридически грамотную предпринимательскую среду. Мы понимаем, что большинство владельцев малого бизнеса оказываются один на один с юридической машиной маркетплейсов, не имея ни времени, ни ресурсов, чтобы разбираться в нюансах договоров, оферт и штрафов. Поэтому наша цель — дать людям инструмент и знание, чтобы они могли отстаивать свои права еще до момента судебного разбирательства.
В рамках сообщества мы регулярно делимся реальными кейсами, объясняем правовые механизмы, по которым действуют маркетплейсы, предупреждаем о типичных рисках и обучаем, как их минимизировать. Особую роль играют вебинары, которые мы проводим совместно с моими коллегами и друзьями — владельцами других крупных каналов, тоже работающих на стыке e-commerce и права.
— Многие аспекты регулирования маркетплейсов сейчас обсуждаются не только в России, но и на международном уровне. Сопровождая кейсы, наблюдаете ли вы, как меняется ситуация за рубежом? Насколько проблемы селлеров универсальны?
— У меня есть опыт коммуникации с зарубежными коллегами. К примеру, Amazon US не имеет практически никаких штрафов. Там есть система баллов, как сейчас на Ozon. Процент заказов, отгруженных позже обещанного срока, называется Late Shipment Rate (LSR). Amazon требует, чтобы этот показатель не превышал 4%. Если LSR превышает этот порог, это может привести вначале к предупреждению, затем — к снижению шансов на получение "Buy Box" — приоритетного места на странице товара. При систематических нарушениях может последовать приостановка или деактивация аккаунта.
То есть, самая страшная санкция — это деактивация аккаунта, но никаких монетарных штрафов платформа не налагает. Поэтому, на мой взгляд, штрафы, которые мы видим на российских площадках, — это не про восстановление справедливости, а про получение большей прибыли.