США спасают своё влияние в Азии за счёт КНДР

Визит президента России в Китай заставляет США нервничать и требует активизации усилий по более глубокому проникновению в Восточную Азию, которая всегда представлялась неплохо управляемым регионом. Шанс один – вновь поднять тему ядерной программы КНДР. Новый раунд переговоров намечен на июнь, но уже ясно: США теряют влияние в регионе и могут его полностью лишиться.

Времена меняются. Япония перед лицом мощи Китая постепенно меркнет. Область влияния постоянно сужается. Есть только один выход – активизировать свои усилия в северокорейском направлении. Безопасно и выгодно, можно сойти за миротворца в области ядерной программы.

Группа американских экспертов во главе с представителем госдепартамента США по КНДР Сун Ким побывала в Северной Корее для обсуждения готовности этой страны предоставить полную информацию о своих ядерных разработках. Её напутствовал президент Джордж Буш, потребовавший от последователей идеи чучхе предоставить полную информацию, доступную проверке, о своих ядерных разработках.

Читайте: Переговоры о мифической ядерной угрозе .

Тема «северокорейской ядерной проблемы» является основной темой шестисторонних переговоров (КНДР, Республики Корея, КНР, Япония, США, Россия) по ситуации на Корейском полуострове. Время от времени, обычно под очередные ракетные испытания в КНДР, эта тема на некоторое время получает импульс и широко обсуждается в повестке мировых проблем.

Предыстория этого вопроса восходит к 1986 году, когда был запущен реактор в Ёнбёне, на котором в КНДР стали производить оружейный плутоний. Несмотря на то, что 12 декабря 1985 года КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия, США стали оказывать давление на страну, с требованием отказаться от ядерной программы — в обмен на гарантии поставок энергоносителей и строительство двух легководных реакторов. Однако двухсторонние переговоры КНДР-США результата не дали.

До 2002 года реакторы построены не были, и в октябре 2002 года КНДР заявила о праве на собственное ядерное оружие. В декабре 2002 года ядерная программа была возобновлена. Ультимативные требования США и МАГАТЭ привели к тому, что 10 января 2003 года КНДР вышла из договора о нераспространении. В 2003 году начались переговоры по ядерной программе КНДР, главной целью которых ставилось замораживание всей северокорейской ядерной программы, в том числе и для получения энергии, в обмен на поставки энергоносителей.

Постепенно Северная Корея приближалась к созданию собственного ядерного оружия. 10 февраля 2005 в КНДР было заявлено о создании ядерных сил сдерживания. 9 октября 2006 года в КНДР было проведено ядерное испытание. С этого времени КНДР стал ядерным государством, находящимся вне рамок Договора о нераспространении ядерного оружия, вместе с Израилем, Пакистаном и Индией.

В теме «северокорейской ядерной проблемы» постоянно присутствует мнение, что северокорейское ядерное оружие представляет большую угрозу как для самого Корейского полуострова, так и для сопредельных регионов. В немалой степени этому способствует отсутствие сколько-нибудь подробных сведений о северокорейском ядерном оружии и его реальных возможностях в нанесении вреда. Это обстоятельство позволяет сколько угодно широко спекулировать на теме «северокорейской ядерной угрозы», раздувая ее до невероятных масштабов.

С другой стороны, никогда не проводится сопоставление северокорейского ядерного арсенала с американским ядерным арсеналом, размещенным в Северо-Восточной Азии. Сейчас Вашингтон упорно стремится к тому, чтобы в срок, остающийся до истечения полномочий Буша, добиться необратимых сдвигов в решении ядерной проблемы на Корейском полуострове. Отсюда - беспрецедентная терпеливость в общении с северокорейцами и поиски компромисса с Пхеньяном.

Американцы явно в цейтноте. Если до конца лета политические развязки по ключевым вопросам не будут найдены, то переговорный процесс придется приостановить ввиду начала предвыборной президентской избирательной кампании, и тогда уже корейское «ядерное досье» достанется в наследство новому главе Белого дома. А для этого потребуется весьма длительный период, чтобы сформулировать свою стратегию на данном направлении.

На фоне активности России в восточном направлении Вашингтон вынужденно демонстрирует гибкость, но фактически исчерпал резерв уступок, на которые он может пойти по отношению к КНДР. Сейчас в переговорах по ядерной проблеме Корейского полуострова инициатива у Северной Кореи. Поэтому дальнейшее развитие ситуации будет во многом определяться тем, как поведет себя Пхеньян. У руководства КНДР тонкое политическое чутьё и они знают, когда можно слегка обострить обстановку, а когда следует "отыграть назад".

Стоит отметить, что 2 тысячи единиц ядерного оружия американцы держат в странах Тихого океана. До 1991 года американское ядерное оружие было размещено в Республике Корея, а в Японии оно размещено с 1960 года и до сих пор. Однако сугубо военный аспект в настоящее время играет малозначительную роль, если , конечно, не предположить, что в планах Вашингтона нет идеи ядерного удара по непокорным. Надо отдать должное США. Они прекрасно понимают – в перспективе столкновение с Китаем неизбежно.

Учитывая провальную политику на Ближнем Востоке, стремительное объединение Латинской Америки и разногласия в Европе, может случиться так, что США быстро уйдут из Восточной Азии. Примерно в 2015 году может произойти прямое военное противостояние США и Китая. Тогда США будут вынуждены вывести все военные базы из Южной Кореи и Японии. Причинами вывода будут факторы как политического, так и националистического характера.

Катализатором этого процесса будет объединение двух Корей и усиление негативного отношения к базам со стороны населения Японии, а также усиление военной мощи континентального Китая, способного взять под жесткий контроль проливные зоны в Южно Китайском Море через которые проходит до 80 процентов объемов поставок углеводородного сырья в регион.

Вероятно, Китай пойдет на усиление морского присутствия своего флота на акватории реально находящихся под контролем флота США. В результате, непреднамеренного столкновения боевых кораблей обеих сторон или учений флота одной из сторон, на котором будет имитироваться нападение на группировку кораблей другой стороны, вспыхнет короткий вооруженный морской конфликт. Правительство США во избежание разрастания крупномасштабной войны отведет свой флот, уступив акваторию Китаю. Вполне вероятно образование, в последующем, в этом регионе новой политической структуры, в котором ключевую роль будут играть Китай, Япония, отчасти Индия. Вполне реальный сценарий потери США своего влияния в Восточной Азии.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить