Противодействие вербовке ИГ: возможно или бесполезно?

С приближением нового учебного года начали вспоминать дело Варвары Карауловой, которая собиралась присоединиться к запрещенной в РФ организации ИГИЛ. Общественная палата предложила ввести в школах и вузах занятия по противодействию вербовке и отправила подробное письмо в Министерство Обороны. Нужна ли подобная инициатива?

Максим Шевченко, журналист, член совета по правам человека при президенте РФ: "Причем тут школа вообще в противодействии вербовке. Это будет как у нас была в школе профилактика венерических заболеваний. Студенты и школьники сидят на мероприятии, куда приходит важный дядька в штатском и рассказывает как надо противодействовать вербовке: половина играет в карты на задних рядах, половина зевает, а отличники на первых рядах пишут и пытаются заглянуть в глаза преподавателю. Но на весь поток в 50 человек найдется одна Варвара Караулова, которая наоборот, намотает себе на ус, и сделает наоборот". 

Секта изолирует человека, который попадает под ее влияние от внешнего большого диалога. Как возможно предотвратить вербовку и уберечь внушаемых граждан? 

Максим Шевченко, журналист, член совета по правам человека при президенте РФ: «Лидеры секты говорят: ни с кем не обсуждай это, ни с кем не спорь, итак все ясно, как ясно знаю я, а все кто будет вызывать в тебе сомнение интеллектуальное, это все враги, неверные, кяферы. Это абсолютная универсальная психологическая модель, хоть в исламской, хоть в христианской, хоть в любой другой секте, хоть в политической секте. Поэтому, я считаю, что общество должно сформировать инструменты публичного обсуждения сложных вопросов для того, чтобы разбивать сектантские оковы, которыми спутывают разум и рассудок, тем более, молодого интеллектуала или интеллектуалки, которые на самом деле пытаются найти в философии и в сложной религиозной философии простые ответы на сложные вопросы».