Касьянов сыграл не в свою игру

Михаил Касьянов скорее всего не будет зарегистрирован кандидатом в президенты РФ. Это стало понятно после того, как в четверг были обнародованы результаты повторной проверки подписных листов, поданных в Центризбирком.

К 24 января, после вторичной выборки ЦИК РФ, забраковал 13,38% подписей избирателей в поддержку Касьянова. Как заявил журналистам секретарь ЦИК Николай Конкин, всего было выявлено более 80,2 тыс. недействительных и недостоверных подписей. Количество достоверных подписей составило чуть более 1,98 млн. «Таким образом, количество достоверных подписей менее 2 млн, что является основанием для отказа регистрации кандидата на должность президента РФ», - сообщил глава ЦИК.

Итак, с большой степенью уверенности можно утверждать, что Касьянов не сможет принять участия в выборах в качестве кандидата, поскольку согласно закону «О выборах президента РФ», наличие «брака» свыше 5%, равно как и количество достоверных подписей менее 2 млн, автоматически закрывает лидеру РНДС путь к регистрации.

Впрочем, подобный итог похода экс-премьера в президенты выглядит вполне закономерным. В то время как одной из главных задач кандидатов в президенты обычно становится выработка идеологической программы, отвечающей интересам социальной базы – основной силы, которая должна поддерживать кандидата и служить залогом легитимности его выдвижения - у Касьянова оказалось ровно наоборот.

Напомним, что еще в октябре 2005 года Касьянов, только что заявивший о намерении участвовать в президентских выборах в 2008 году, начал с заявления о том, что «справедливая цена российской нефти - $20 за баррель» (при среднемировой в $60 на тот момент). Понятно, что эта идея, озвученная в аккурат после нескольких визитов в США  (где Касьянов, очевидно, заручился поддержкой своей кандидатуры в Госдепе в качестве «объединителя» прозападной оппозиции), в России экс-премьеру сослужила плохую службу. Ведь даже осторожная лондонская The Guardian расшифровала слова Касьянова, как четкий сигнал покровителям, прозрачные «обращения в Вашингтон и Брюссель».

Кстати, 21 января 2008 года, вместо того, чтобы работать с ЦИК над проверкой подписей, Касьянов предпочел «обсуждать» предстоящие выборы с главой МИД Польши Радославом Сикорским. Примечательно, что и сегодня экс-премьер находится не в Москве, а в Брюсселе по приглашению либерально-демократической фракции Европарламента, вероятно, проводя «консультации». Если бы так повел себя какой-нибудь из кандидатов в президенты США, то дело для него скорее всего закончилось бы тюрьмой...

Неудивительно, что абсолютное большинство жителей России еще более утвердились в негативной оценке Касьянова, имя которого еще со времен его премьерства было связано с коррупционными скандалами вроде «распила» $4,8 млрд кредита МВФ (во времена Ельцина) или незаконного присвоения экс-премьером госдачи («Сосновка-1»). Уже тогда 63% россиян (данные ФОМ за 2005 год) не доверяли Касьянову, а 8% прямо говорили о нем «будет использовать власть в своих целях»; «вор»; «за грабителя не хочу голосовать»; «знаю Касьянова как «Миша – два процента» и т.п.

Как это ни удивительно, но почему-то именно среди сторонников Михаила Касьянова стала очень популярна идея о люстрации. В ноябре 2007 года руководитель касьяновской «молодежки» НДСМ Юля Малышева поясняла этот пункт соратникам: «Государство перестанет вмешиваться в дела бизнеса и будут приняты законы о люстрации». В ответ на вопрос аудитории «До какой степени будете люстрировать?» она успокоила: «Вам мало не покажется». К слову, Касьянов сам бывший чиновник, да к тому же занимавший весьма высокие посты...

Ранее, в апреле, достоянием общественности стала касьяновская программа «Другой России» (экс-премьер тогда хотел «приватизировать» ДР), подготовленная помощником Касьянова Константином Мерзликиным, где описано, как в РНДС намеревались делить властные кресла в случае прихода к власти. Так, сам экс-премьер стал бы президентом, правительство возглавил бы Михаил Ходорковский, а Комиссию по люстрации - шахматист Гарри Каспаров на пару с Георгием Сатаровым. Также была описана процедура изменения Конституции, введения «переходного периода», в ходе которого «предполагается необходимым воздержаться от проведения выборов любого уровня».

Конечно, уже после того как этот с позволения сказать «документ» стал достоянием гласности, сторонники Касьянова поспешили от него откреститься. Но убедительность аргументации никогда не была коньком ни самого экс-премьера-оппозиционера, ни его сторонников.

В остальном же, по мнению политолога ДмитрияГусева, «ни о какой идеологии речи не идет… Я не понимаю, что такое оппозиция, у которой нет своего видения того, что делать. На сегодняшний день я не вижу, что Касьянов предложил. Сначала он искал силы, а потом программу, но хвост не может бежать вперед головы».

Эти факты иллюстрируют основную проблему Касьянова, который, изначально обладая нулевым политическим весом, не озаботился его наращиванием. Он то  пытался возглавить ДПР, то якшался с «Другой Россией», вечно комбинируя и «посылая сигналы» за рубеж. Примечательно, что количество визитов Михаила Касьянова (за время пребывания его в оппозиции) в США и страны Евросоюза едва ли не превосходит его поездки по российским регионам. Даже участие в президентских выборах лидер РНДС принял скорее не как  политик, а как чиновник, который с самого начала считал, что вопрос «его регистрации, как кандидата на должность президента, решится не в ЦИК, это решение одного человека - Владимира Путина».

Время показало, что ставка Касьянова оказалась ложной: собрать подписи реальных избирателей ему оказалось слишком сложно, зато его люди попались на массовых фальсификациях. Однако эти «политтехнологии» не имели ничего общего ни с интересами российских избирателей, ни с политикой. Результат – налицо.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *