Как устроена авиация изнутри: командир воздушного судна о профессии, обучении и правах пилотов

8:18

Александр Шмелев — капитан и инструктор Airbus A320 — рассказал, как устроена профессия пилота изнутри, почему формальное обучение устарело, и как выстроить подготовку, чтобы она была максимально эффективной и приближённой к реальной практике.

9 февраля в России отмечается День гражданской авиации — праздник тех, кто ежедневно обеспечивает перелеты, соединяя города и континенты. Профессия пилота давно считается одной из самых престижных и интересных: по данным опросов, она стабильно входит в топ-10 мечтаний детей.

Однако за романтичным образом скрывается путь, полный вызовов: многолетняя подготовка, постоянные тренировки, высокая психологическая нагрузка. Пилотов в мире — значительно меньше, чем, например, врачей или IT-специалистов. Это элитная и крайне ответственная профессия, но при этом о ней почти ничего не известно широкой публике. В преддверии профессионального праздника мы поговорили с Александром Шмелевым — командиром Airbus A320, инструктором и экспертом в обучении пилотов, автором обучающих пособий для пилотов. В интервью Александр рассказал о карьерном пути в авиации, особенностях работы инструктора, современных подходах к обучению пилотов и роли профсоюзной деятельности в улучшении условий труда летного состава.

— Александр, вы более 20 лет в авиации, опытный пилот и инструктор. Отмечают ли пилоты День гражданской авиации? Есть ли связанные с этим днем традиции?

— Да, это важная дата, особенно для тех, кто давно работает в отрасли. Но, по большому счету, для самих пилотов это не праздничный день в привычном смысле. Мы поздравляем друг друга, могут быть короткие встречи или теплые слова в экипажах, но все равно — главный акцент всегда на работе. Для нас важен каждый рейс, каждая безопасная посадка, а не только дата в календаре. Наверное, если и есть настоящая традиция, то это уважение к профессии, к людям, которые делают свою работу надежно изо дня в день.

— Расскажите, как начался ваш путь в этой профессии, была ли это детская мечта?

— Откровенно говоря, я даже не могу вспомнить, когда именно появилась эта мечта — кажется, она была со мной всегда. Уже в детском саду на всех рисунках у меня были самолеты, хотя в семье или окружении никого, связанного с авиацией, не было. Просто какое-то внутреннее ощущение — знал, что хочу летать. Лет в шесть я уже твердо говорил, кем хочу стать. После школы без колебаний поступил в летное училище. Путь, конечно, был непростым: и физически, и морально, но, в целом, мне повезло, я оказался на своем месте.

— За свою карьеру вы работали в крупнейших российских авиакомпаниях -S7, Avianova, Nordwind, "Аэрофлот". В 29 лет стали командиром воздушного судна Airbus A320, а в 31 — инструктором. В чем заключается разница между этими статусами? Как меняются обязанности и зона ответственности?

— За свою карьеру я действительно работал в нескольких крупных авиакомпаниях: в S7 начинал как второй пилот, в Avianova получил квалификацию командира, а позже в Nordwind стал инструктором. Стать командиром воздушного судна — это важный профессиональный рубеж. Это расширение зоны ответственности: ты отвечаешь за весь полет, за безопасность экипажа и пассажиров, принимаешь финальные решения в любых ситуациях, в том числе нестандартных. Это требует уверенности, опыта и четкого понимания процедур.

Переход к статусу инструктора — следующий шаг в карьере, но уже с другим фокусом. Теперь твой коллега по кабине — не опытный второй пилот, готовый подстраховать при необходимости, а человек, который только осваивает новый тип воздушного судна. И твоя задача — не просто следить за полетом, а обучать: помогать адаптироваться, развивать уверенность, выявлять слабые места и работать над ними. По сути, это не смена деятельности, а ее углубление. Это другая степень вовлеченности, которая позволяет не только управлять самолетом, но и формировать новых пилотов — а значит, влиять на будущее авиации.

— Сейчас вы не только инструктор, но и активно участвуете в образовательных инициативах: Study Guide — наглядное пособие, которое помогает пилотам быстро и эффективно подготовиться к тренажеру, и Instructor Support — методические материалы для инструкторов. Что вы хотели изменить в системе обучения пилотов? Какие проблемы увидели?

— Работая инструктором, я столкнулся с тем, что у нас в отрасли недостаточно системных, понятных и практикоориентированных материалов, особенно для пилотов, которые проходят переподготовку или осваивают новый тип воздушного судна. Обучение часто сводится к формальному выполнению программы, а пилоты, особенно молодые, остаются один на один с массивом информации и высокой степенью неопределенности. Я хотел создать инструменты, которые помогут структурировать знания, сосредоточиться на ключевых моментах и, самое главное — адаптировать материал под реальные задачи, с которыми пилот сталкивается в кабине. Главная проблема, которую я увидел, — это разрыв между теорией и практикой. Я попытался его сократить — через материалы, которые не перегружают, а действительно помогают понять процедуру, запомнить порядок ее выполнения и с легкостью применять ее на практике.

— На одной из пресс-конференций вы поднимали тему условий труда пилотов. С какими основными сложностями сегодня сталкиваются лётчики в своей работе?

- Одна из главных сложностей — высокая интенсивность рабочего графика. Большое количество ночных рейсов, нестабильное расписание и ограниченное время на отдых между сменами приводят к переутомлению. Это сказывается как на здоровье, так и на способности сохранять концентрацию в полёте, что напрямую связано с безопасностью. Кроме того, у пилотов часто возникают вопросы к организации рабочего времени и условиям труда в целом. При высокой степени ответственности не всегда обеспечиваются ресурсы для полноценного восстановления, что делает профессию ещё более требовательной — не только физически, но и психологически.

— Какие ещё аспекты организации работы пилотов, на ваш взгляд, требуют внимания?

— В первую очередь — обучение пилотов. Система подготовки нуждается в пересмотре и адаптации под современные реалии. Сегодня все еще широко используются устаревшие форматы: перегруженные теорией, не всегда связанные с реальной работой в кабине. Особенно это ощущается при переподготовке или переходе на новые типы ВС. Мы нуждаемся в более прикладном, практикоориентированном подходе. В этом контексте важную роль играет внедрение Evidence-Based Training. Это подход, при котором обучение строится не на формальных процедурах, а на реальных сценариях, инцидентах и данных, собранных в ходе эксплуатации. Такой формат позволяет фокусироваться на ключевых компетенциях пилота, моделировать нестандартные и редкие, но критически важные ситуации, а главное — развивать гибкость мышления, а не просто заучивать алгоритмы.

— После всего, чего вы достигли в профессии, что по-прежнему вдохновляет вас в этой работе?

— Авиация остается для меня делом, в котором ты всегда растешь. Даже с большим опытом есть чему учиться, есть что переосмысливать. Это не профессия, где можно однажды сказать: "Я все знаю". И, пожалуй, именно это и вдохновляет — ощущение движения и ответственности.

Автор Александр Приходько
Александр Приходько — журналист, корреспондент Правды.Ру