Продумать все заранее: как удаленная работа помогала компаниям расти в кризис

Как российские компании выживали на удаленке: выигравшие и проигравшие
4:53

Удаленка — сегодня это уже более чем привычное явление. Многие сотрудники оценили преимущества работы в таком формате, а большая часть компаний успела перестроиться и перевести все процессы в дистанционный формат. Однако для многих предприятий переход в оффлайн стал сложным и даже болезненным процессом, а некоторые и вовсе не смогли интегрироваться в новые реалии. В итоге в выигрыше оказались те, кто еще задолго до пандемии решил организовать рабочие процессы удаленно.

Как выживали и росли сильнейшие

2020 год стал переломным не только для многих компаний, но и для многих отраслей. Пандемия и условия, которые она диктовала, привели к серьезному кризису, который затронул более 6 млн компаний и предпринимателей, порядка 67% общего числа российских предприятий. Как следует из отчета аудиторской компании FinExpertiza, только по итогам периода с марта по май 2020 года более трети организаций оказались в убытке размером в 1,65 трлн рублей.

Впрочем, были и такие компании, которым в 2020 году удалось не потерять, а даже заработать. Их суммарный доход превысил 3 трлн рублей, что отражено в уже упоминавшемся отчете. Что это за игроки? В первую очередь, те, которые и до пандемии работали в удаленном формате. Им не пришлось тратить время, деньги и другие ресурсы на то, чтобы заново организовывать все процессы — они продолжали функционировать так, как привыкли. В числе таких компаний — "РашенСофт", ведущий разработчик инновационных digital-решений на основе AI, занимающийся созданием мобильных, десктопных и веб-приложений, проектированием интерфейсов.

"Компания изначально, то есть, задолго до пандемии, создавалась в удаленном формате. Мы сразу предлагали сотрудникам возможность выбора — работать в офисе или дома. Последним обеспечили комфортные условия, помогли адаптироваться, научили, как выстраивать коммуникации с коллегами дистанционно", — вспоминает Микаэл Караманянц, основатель "РашенСофт".

Благодаря уже построенным и используемым на практике моделям удаленной работы компания пережила пандемию не просто без потерь, но и продемонстрировала по итогам "ковидного" 2020 года рост, увеличила клиентскую базу на фоне общего экономического спада. Численность персонала в "РашенСофт" увеличилась на 120% за счет роста клиентской базы.

Секреты успешной удаленки

Какие компании оказались в выигрыше в период массового перехода на дистанционный формат? В первую очередь, те, у кого был не просто опыт удаленной работы, но и готовая, функционирующая и устоявшаяся инфраструктура. К примеру, сотрудники "РашенСофт" из дома могли работать бесперебойно и эффективно благодаря коммуникационным инструментам, системам управления проектами и обеспечения безопасности.

Свой вклад внесли и менеджеры, умеющие управлять удаленными командами. Еще до 2020 года такие специалисты занимались организацией работы на расстоянии, умели мотивировать сотрудников и контролировать процессы. В целом, благодаря гибкой и адаптивной организационной структуре компании могли оперативно реагировать на изменения рынка.

Пожалуй, единственное, что изменилось в таких компаниях в пандемию — это программа проведения корпоративных мероприятий. К примеру, если до 2020 года сотрудники могли встречаться, чтобы отметить дни рождения коллег или другие события, то из-за ограничений и эти мероприятия пришлось перенести в онлайн. Менее увлекательными и яркими от этого они, кстати, не стали — по крайней мере, в "РашенСофт". Так, коллектив собирался на вечеринки в Zoom, Skype, Google Meet и на других платформах, участвовали в онлайн-викторинах, конкурсах и даже в виртуальных сражениях в Among Us, Skribbl. io, Jackbox Games. Не обходилось и без подарков, которые тоже были цифровыми — подарочные карты, подписки на стриминговые сервисы, электронные книги.

Опыт "РашенСофт" наглядно продемонстрировал: удаленная работа не просто возможна — она может стать фактором значительного роста. Однако во многом это будет зависеть от уровня подготовки компании, ее инфраструктуры, а также от качества управления.

Автор Александр Приходько
Александр Приходько — журналист, корреспондент Правды.Ру