Турция может повторить ошибку Израиля

Турция может вскоре перейти от точечных бомбардировок Иракского Курдистана к прямым боевым действиям. При этом Анкара рискует окончательно испортить отношения с США и спровоцировать армию Ирака на ответные действия. Односторонняя инициатива может стоить Анкаре слишком дорого. Турция рискует превратиться в изгоя на международной арене и потерпеть поражение в боевых действиях. 

Турция серьезно относится к варианту ввода войск на север Ирака ради уничтожения курдских боевых отрядов. Скрывающиеся на севере Ирака 3,5 тыс. боевиков запрещенной в Турции Курдской рабочей партии (КРП) совершают вылазки на турецкую территорию, где нападают на военнослужащих и полицейских. В последнее время ее активность резко возросла: с начала года курдские боевики организовали серию акций насилия в Стамбуле; в июне совершили теракт в курортном городе Анталья, в результате которого погибли четыре человека и более двадцати получили ранения; в результате обстрела курдскими боевиками турецкого блокпоста в провинции Тунджели на востоке страны погибли восемь турецких солдат и ранены шесть.

В результате боевых действий в турецком Курдистане 21 октября они убили 16 и ранили 20 турецких солдат. В ответ турецкие власти провели на границе с Ираком спецоперацию, в ходе которой были убиты 32 курдских боевика. Потери турецкой стороны, по разным данным, составили от 12 до 17 солдат. Всего за лето от рук боевиков погибли около 150 человек. Эти события послужили причиной для созыва экстренного заседания правительства, посвященного вопросам борьбы с терроризмом. За 23 года жертвами вооруженной борьбы КРП за создание независимого государства на юго-востоке Турции стали более 30 тыс. человек.

В результате, парламент Турции подавляющим числом голосов одобрил запрос правительства страны о вторжении в северные районы Ирака. Анкара любой ценой предпримет трансграничные военные действия, исходя из государственных интересов Турции, несмотря на поддержку или возражение со стороны других стран.

В июле прошлого года в связи с ростом активности КРП турецкое правительство предписало Генштабу разработать план возможной военной операции на сопредельной территории. По некоторым данным, Генштаб турецкой армии уже разработал четыре варианта атаки на курдов, и все они переданы на рассмотрение правительства. Некоторые из них подразумевают не только наземную операцию спецназа, но и точечные бомбежки с воздуха. Которые мы наблюдаем сейчас. Фактически у турецких военных развязаны руки для отражения атак курдских сепаратистов. При этом официальная Анкара заявляет, что не имеет никаких притязаний на чужие территории.

Обострение ситуации на турецко-иракской границе сильно беспокоит руководство США. Впрочем, диалог Вашингтона и Анкары по этому вопросу осложняется тем, что в конгрессе США продолжается процедура, согласно которой массовые убийства армян в Османской империи в начале XX века должны быть признаны геноцидом армянского народа.

С другой стороны, как было заявлено иракским правительством, Анкара глубоко ошибается, намереваясь повторить опыт Израиля в отношении «Хизбаллы», так как иракская армия незамедлительно примет решительные ответные меры.

Так что, как и в Ливане, эта новая война против террористов в перспективе может вылиться в полномасштабный военный конфликт. Причем Турции придется сражаться не только с боевиками КРП, но и, возможно, с иракской армией. Турецкие политики и военное руководство выказывают свое неудовольствие фактом поддержки иракцами курдских повстанцев на севере Ирака.

Американские операции против Ирака в 1990-1991 и 2003 гг. привели к всплеску курдского национального движения. Но, как представляется, это только прелюдия к созданию на севере Ирака полноценного очага курдской государственности. Курдам не нужна власть над Ираком, им нужно свое государство. Воспрянули курды и в Турции. Это обстоятельство вынудило Турцию сохранять нейтралитет во время американского вторжения в Ирак в 2003 г. Турки даже попытались воспользоваться им, чтобы вторгнуться в иракский Курдистан для разгрома находящихся там баз боевиков КРП. И вот, по всей видимости, сейчас сложилась такая обстановка, которая может существенным образом изменить приоритеты политики США в отношениях с переднеазиатскими союзниками.

Военно-политическое руководство Турецкой Республики, проявляя серьезную озабоченность масштабами вооруженной борьбы РПК на юго-востоке страны, по-прежнему концентрировало свое внимание на силовых методах разрешения курдской проблемы. В прошлом Анкара несколько раз направляла войска в курдские районы на севере Ирака. В течение 1999 г. турецкие ВС провели две крупномасштабные военные операции по уничтожению боевых отрядов и баз КРП как в Турции, так и на территории Северного Ирака. Первая операция была проведена в мае–июне и представляла собой серию операций локального характера под общим названием «Весенняя чистка». В боевых действиях принимали участие подразделения ВС и части жандармских войск. Отмечалось активное использование боевых самолетов, а также вертолетов армейской авиации СВ ВС Турции. Тогда общая численность задействованных военнослужащих составила 15 тыс. человек.

Сейчас для решения поставленных задач Турция имеет значительный военный потенциал. Вооруженные силы насчитывают 621 тыс. человек. Из них 490 тыс. — сухопутные войска: 4 штаба армии, 10 корпусов, 3 дивизии (2 пехотные), 48 бригад (17 бронетанковых, 15 механизированных, 11 пехотных, 5 специального назначения, из которых планируется расформировать 2 бронетанковые, механизированную и пехотную бригады), 11 полков (президентской гвардии, пехотных, 5 пограничной охраны, 4 авиационных), 26 отдельных батальонов пограничной охраны.

На борьбу с боевыми отрядами КРП на востоке и юго-востоке Турции по-прежнему привлекается значительная часть ВС, специальных войск и жандармерии. В районе находятся высшие командиры турецкой армии, в том числе главнокомандующий сухопутных войск и командующий 2-й полевой армией 7-го армейского корпуса.
 
В сложившейся ситуации первой целью Анкары является оказание давления на позицию иракского руководства, в особенности на лидеров иракских курдов. Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган поставил условие: если иракские власти закроют лагеря боевиков и выдадут их лидеров, необходимость в военной акции отпадет. Таким образом, очевидно, что мяч сегодня на "иракско-курдской" половине поля, и именно в руках курдских лидеров находится судьба турецкого военного рейда.

Между тем, судя по последним признакам, прежнего единства среди курдских лидеров уже не наблюдается. Иракский Курдистан против кровопролития, насилия и войны, он не несет ответственность за вооруженное противостояние между Турцией и КРП и не хочет быть втянутым в войну между ними, говорится в заявлении главы курдской автономии Масуда Барзани, распространенном в Эрбиле. «Иракские курды, — отмечается в нем, — понимают проблемы, с которыми сталкивается Турция. Они против того, чтобы ей либо другой соседней стране кто-либо угрожал, но при этом считают, что самый приемлемый путь урегулирования проблем — это диалог».

По некоторым данным, не исключено, что в Ираке будет реализован испробованный Анкарой в 90-х годах "сирийский вариант": оказавшись перед перспективой полномасштабной войны с Турцией, власти Сирии были вынуждены выслать лидера КРП Абдуллу Оджалана и его сторонников. Второй целью становятся США. Турция не удовлетворена результатами процесса координации противодействия террору с США (в Северном Ираке), поэтому при необходимости она может провести трансграничную операцию на сопредельной территории, если Ирак и США не примут эффективных мер против базирующихся на севере страны боевиков КРП. Это пока не дало положительных результатов, в частности, в плане прекращения деятельности в Северном Ираке КРП и перекрытия каналов и источников ее финансирования.


Автор Михаил Вознесенский
Михаил Вознесенский — бывший обозреватель Правды.Ру.
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить