Леонид Ивашов: "Дальняя авиция — это оружие нашей защиты"

23 декабря исполнилось 100 лет российской дальней авиации. О роли одной из составляющей ядерной триады, о задачах стратегической авиации России сегодня рассказывает Леонид Ивашов, президент Международного Центра Геополитического анализа, доктор исторических наук.  

 

Леонид Ивашов: «В любом нормальном государстве создается сложная система вооружений, мы еще живем в остатках устиновской системы, когда все взаимоувязано по задачам, все работает во взаимодействии. И, когда мы строили нашу дальнюю триаду - морскую составляющую, наземную составляющую и воздушную составляющую - вот тогда много было споров. Но нашли некую гармонию, нашли место дальней авиации, и, действительно, это место уникально. Потому что ракеты, хотим мы или не хотим, привязаны к определенной точке базирования. Даже, если подводная лодка уходит в мировой океан, под водой, все-равно носителем является лодка, действия которой, и передвижения, отслеживаются сегодня в режиме он-лайн . даже эти наши грунтовые подвижные комплексы за ними вся-равно ведется наблюдение.

 

Да, и еще один момент - баллистические ракеты, они летают по законом баллистики: ее запустил - дальше она как любой камень летит по баллистической траектории, и поэтому система ПРО строится на этом, что есть трубка траектории, она может шаг влево, шаг вправо сделать, но в целом летит по этой территории. И систему противоракетную выстраивать на этих принципах можно, и американцы это делают. Ракетам задается, закладывается заранее программа ее полета, старта-полета.

 

А вот авиация, она в этом плане более мобильна, может лететь в одном направлении, может до рубежа пуска крылатых ракет менять направление в высоту, может равняться истребителями, дозаправляться и так далее. И вот сегодня, когда американцы выстроили против нашей баллистики эту систему ПРО, авиация должна, мне кажется, выходить на первый план в этой триаде.

 

И, плюс еще, такую громоздкую ракету как «Булава», «Тополь», да тем более как «Воевода», применять в безъядерном варианте бессмысленно,потому что затраты огромны, а эффект, тем более с учетом отклонения, вообще может быть нулевым или малозначимым.

 

А вот авиация, наша дальняя, стратегическая, она может использовать крылатые ракеты, высокоточные в безъядерном варианте, она может варьировать даже мощностями боеголовок на боезарядах на крылатых ракетах и т.д. Мне кажется, это незаслуженно было забыто.

 

Дальнюю авиацию сегодня надо срочно возрождать. Мы говорим о сдерживании, факторе сдерживания. Наши «Белые лебеди» полетели, где-то приземлились на промежуточном расстоянии от Америки, а может быть и в Латинской Америке, и они уже держат под прицелом территорию США. А для американцев это самое страшное, они вкладывают большие деньги в ПРО, именно для того, чтобы не воевать на своей территории. Где-то в Арктике там, даже в Юго-Восточной Азии, и даже в Европе будут они с удовольствием воевать, но только не на своей территории.

 

Стратегически нашу территорию авиация может держать непрерывно, как и территорию нашего главного противника. 

 

Прежде всего нужно проявить вот эту выдержку - прежде всего, офицерскому корпусу и всему личному составу - чтобы не сломались, чтобы не сломали бытовые неурядицы, они будут, уж я вам верно говорю, потому что мы много лет двигались не в том направлении, строили не то, что нужно строить на нашей земле. Это первое.

 

Второе - надо надо больше подвижничества. Вот, анализируя состояние оборонно-промышленного комплекса нашего, и вооруженных сил, я для себя отмечаю, что, победили те направления, которые сражались, правдами-неправдами, вопреки принимаемым решениям, даже законам. Их удерживали, удерживали, и сегодня они востребованы. Тот же комплекс «Искандер», он не должен был родиться, его же просто не финансировали - а люди приходили, работали, делали.

 

Или вот Х-555 ракета, вот я видел как она рождалась, потому что над ней работали две фирмы - Туполевское (там генеральный директор и генеральный конструктор Игорь Шевчук, мой большой друг, царство ему небесное), и плюс фирма Селезнева. Вот они все делали вопреки Министерству обороны. ВВС, приходят к министру обороны Сергею Борисовичу Иванову: «Ну, вы хоть купите НИОКРЫ, чтоб хоть чуть-чуть профинансироваться», - а им вежливо-нагловато отвечают: а сегодня рынок, вот вы сделайте, а мы тогда посмотрим, купим мы у вас или купим у кого-то за рубежом. И вот такое издевательское отношение ко многим было, и кто проявил выдержку, мужество, выстоял, я вот желаю, чтобы дальняя авиация была таким стержнем, которая не только военно-воздушные силы удерживала и давала, но и наверное все наши виды и рода войск. Удачи всем!»