Что умеют белоручки?

В так называемом цивилизованном обществе творится странное — то унисекс, то еще какие метросексуалы в лучшем случае… Про феминисток слышали, думаю, все — а вот про "мужское движение" ни звука не припоминаю.

Так называемый "цивилизованный человек" формально мужского пола — он не то, чтобы бесполый… Секс, можно сказать, даже пропагандируется. А вот пол в плане гендерности усиленно задвигается на задний план. Тема обширнейшая, поэтому ограничимся узким вопросом — а именно работой руками. Не обязательно физической вида "ямы копать или ямы не копать", тут я полностью согласен с сентенцией — "не умеешь работать мышкой — работай лопатой".

Было бы странно заявлять, что каждый мужчина ДОЛЖЕН работать физически. Но вот УМЕТЬ — должен!

Совершенно по другому поводу — из первых рук, о современном положении дел: "Пару лет назад одна москвичка пожаловалась мне, что ее дочь-подросток в школе на уроках труда не готовит и не шьет, а, как в первом классе, клеит аппликации и мастерит зверушек из желудей. Тем же занимаются и юноши — вместо того, чтобы делать табуретки и паять провода. Потому что аппликации и желуди — это игра, подходящее дело для "деточек".

А показывать "деточкам", что еда не сама собой вырастает на обеденном столе и что мебель не самозарождается в магазине, — это фи, совок, деревенщина и прочие обидные слова. Естественно, ни о каких советских учебно-производственных комбинатах и ни о каких распространенных в 1990-е годы "дежурствах по столовой, раздевалке и классу" речь уже давно не идет".

Помню, как это было, когда я был школьником. Аппликации мы клеили — но было это в начальной школе. А потом — нормальные уроки труда. Учили работать и по дереву, и по металлу. В школе были даже небольшие токарные станки, не говоря уже о мелочи типа сверлильных. При этом старались делать не просто что-то абстрактное, а полезное для школы — петли для шкафов, дверные засовы, другую мелочевку. Вполне естественными были работы по ремонту школы и т. д. Не говоря уж о дежурстве по уборке класса после занятий.

А в старших классах — уже УПК: учебно-производственный комбинат. Я лично обучался там на водителя грузовика, причем учили нас не только вертеть баранку, но изучалась материальная часть и так далее. Было забавно — права категории "С" я получил до "В", и на год раньше, чем официально можно водить автомобиль. Так и было написано: "годны с такой-то даты".

Фото: AP

Кроме этого, были еще группы автомехаников, слесарей и токарей. Вот честно: я не в силах себе представить мужчину "советского разлива", который не может самостоятельно сделать мелкий ремонт или, скажем, сменить колесо автомобиля. При этом, что показательно, умение работать руками уважалось.

Была на первыйвзгляд двойственность — физический труд не считался престижным. Но и не был презираем, кроме как в среде рафинированных интеллигентов. В ПТУ (профессионально-технические училища) шли в подавляющем большинстве те, кого не переводили в старшие классы — уже это показательно. Но вот за возможность первым поработать в школе на токарном станке чуть ли не драка была. Даже самые отъявленные лентяи к станкам хотели попасть первыми.

И не было того, что наблюдается сейчас. И отличники, и дети богатых родителей отнюдь не отлынивали от работы руками. Умение что-либо делать мастерски уважалось, а "белоручки" не то, чтобы презирались… скорее, смотрели на них с удивлением — как это можно не уметь сделать такую простую вещь. Взрослые уверенно проводили несложный ремонт автомобилей, квартир, часто сами строили дачи и так далее.

В современном же мире разносторонне развитый человек — вымирающий вид. Работа руками, даже по собственному дому, многими презирается. Мол, раз имярек сам делает что-то — значит, у него нет денег нанять специалиста.
Относится это, понятно, не только к России, более того — такая мораль насаждается искусственно. Во многих странах человек не имеет права (!) самостоятельно, скажем, поменять проводку в доме или даже починить раковину — право на это есть лишь у сертифицированного специалиста, а за "незаконную деятельность" грозит штраф.

Таким образом, суть не в презрении интеллигентов и т. н. "офисного планктона" к рабочим. А если кто-либо заявляет, что-де рабочие потому пошли в рабочие, что не дотягивают интеллектуально до чего-то другого — то я, конечно, не буду утверждать, что все они — гении, но просто посоветую обратиться к любому сисадмину и спросить его мнение об интеллекте юзверей в его офисе.

И не забывайте, что компьютер — это основной инструмент офисного работника, который, по идее, должен владеть им как минимум уверенно. Да и современные рабочие тоже в большинстве своем не кувалдами размахивают…

Суть именно в том, что капитализм из людей специально делает "винтики". Видели когда-нибудь крупный современный офис? Возникла такая система на Западе, но сейчас копируется и в России. Современное рабочее место в подобном офисе — "cubicle" — даже внешне похоже на стойло крупного рогатого скота. Это даже не несколько столов в кабинете, как было принято в СССР, а именно что большой зал, разделенный перегородками (невысокими, ниже человеческого роста) на отсеки. Эдакая большая ферма…

Дополнительно: помимо превращения людей в "винтики", усиленно внедряется мем "все должно делаться за деньги". Любая деятельность, не сводимая к потреблению, без внешнего финансового стимула сейчас чуть ли не записывается в вызов обществу. Мол, как этот фрик смеет не стремиться Делать Карьеру и Потреблять Как Можно Больше?!

Автор Андрей Борцов
Андрей Борцов — российский публицист, автор Правды.Ру
Темы штраф