Еще недавно казавшиеся фантастикой, автомобили с продвинутыми автопилотами уверенно входят в повседневную жизнь. В 2025 году они перестали быть редкостью — как на дорогах мегаполисов, так и в регионах все чаще можно увидеть транспорт без водителя за рулем. Этому способствует не только развитие технологий и проведение официальных испытаний, но и приток техники по параллельному импорту. Однако правовая система явно не успевает за техническим прогрессом.
Один из ярких примеров произошел в Татарстане. Там сотрудники ГИБДД остановили кроссовер LiXiang L7, в котором за рулем не оказалось никого. Автомобиль передвигался в автоматическом режиме, управляемый электроникой. В салоне находились четверо молодых людей, и никто из них не был пристегнут ремнем безопасности. На вопрос инспекторов о том, кто управлял машиной, пассажиры ответили, что запуск произошел со смартфона, а дальше машина ехала сама. Владелец, сидевший на заднем сиденье, уверял, что управлением не занимался.
Правоохранители ограничились составлением протоколов за непристегнутые ремни. Инцидент наглядно показал: даже инспекторы на месте не знают, как действовать в таких случаях — технологии идут впереди правил.
Юристы признают: существующее законодательство не готово к вызовам эпохи автономных машин. По словам эксперта Александра Шумского, ранее Верховный суд уже объяснял, что управлением считается любое намеренное воздействие на транспортное средство, которое приводит его в движение.
"Если человек активирует автопилот с телефона, это можно интерпретировать как управление", — пояснил эксперт Александр Шумский.
А значит, если такой запуск произвел нетрезвый гражданин, формально его могут лишить прав за вождение в состоянии опьянения.
Автомобили с автопилотом не только вызывают вопросы по ПДД, но и создают трудности в случае аварий. Еще несколько лет назад в ходе теста функции автопарковки у Skoda Yeti произошла авария — электроника неверно оценила расстояние и врезалась в припаркованный фургон. Сотрудники ГИБДД, прибывшие на место, не смогли определить виновного. В итоге дело просто закрыли, так как понятие "самоуправляемого автомобиля" в законе отсутствовало.
Адвокат Сергей Радько подчеркивает: отсутствие четких юридических определений мешает объективному разбору таких ситуаций.
"Если в салоне находился оператор, возникает вопрос: мог ли он вмешаться? Если да — это его вина. А если система отказала, тогда претензии — к производителю", — считает адвокат Сергей Радько.
Ситуация еще более осложняется, когда речь идет о дистанционном управлении. Кто несет ответственность — человек с пультом в другом городе или компания, обеспечившая связь? Пока что ответы остаются туманными.
Пока российские реалии упираются в пробелы законодательства, за рубежом технологии развиваются семимильными шагами. В США, например, сервисы роботакси уже доступны в некоторых городах через Uber. Немецкий телеканал N-TV прогнозирует, что в ближайшие шесть лет на дороги разных стран выйдут как минимум 20 000 полностью автономных автомобилей.
Компании вкладывают в этот рынок миллиарды: Uber, при поддержке инвестиционного фонда Саудовской Аравии, направит 300 миллионов долларов на переоборудование электровнедорожников Lucid с использованием систем от Nuro. Также запланированы испытания беспилотных минивэнов Volkswagen ID. Buzz с технологиями управления от дочерней компании Moia.
На родине высоких технологий — в Остине, штат Техас — происходит настоящая гонка между Waymo от Google и Tesla. При этом подходы компаний разнятся: в Tesla пока предусматривается обязательное присутствие оператора на пассажирском сиденье. Однако это порождает новые дилеммы: если человек все равно должен находиться в машине, есть ли смысл в такой автономности?
"Если оператор будет отвечать за ошибку искусственного интеллекта, вряд ли он захочет брать на себя такую ответственность", — отметил адвокат Сергей Радько.
К тому же история уже знает трагические случаи с участием тестовых машин: гибель пешехода в Аризоне при тесте Uber, а также смертельные ДТП с активированным автопилотом Tesla. Каждый такой инцидент поднимает ключевой вопрос: кто понесет наказание за ошибки машины?
Пока технологии опережают закон, пользователи, инспекторы и суды оказываются в подвешенном состоянии. У каждого инцидента — свои нюансы: виноват ли человек, нажимавший кнопку запуска, или же производитель, допустивший программный сбой? А может, кто-то вмешался в систему управления извне?
В любом случае, рано или поздно правовое поле должно догнать технический прогресс. И лучше — раньше, чем после очередной трагедии, сообщает 110km.ru.
Уточнения
Води́тель также шофёр — человек, управляющий транспортным средством (автомобиль, повозка, автобус, троллейбус, трамвай и другие).