Высокоскоростные магистрали опутают Россию

РЖД набирает скорость: российские железные дороги планируют расширить сеть своих скоростных маршрутов. В число городов, куда домчатся современные поезда, окажутся не только Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород, но и другие населенные пункты. Скоростные поезда двинутся по территории РФ по двум основным направлениям: в сторону Сибири и на юг.

О планах РЖД рассказал на этой неделе первый вице-президент компании Александр Мишарин в рамках "Пассажирского форума — 2013". "Экономические расчеты показывают, что перспективными направлениями являются Москва — Санкт-Петербург, Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург с подключением Перми, Уфы и Челябинска, а также Москва — Ростов-на-Дону — Адлер с подключением городов, входящих в этот регион", — сообщил он.

При этом, похоже, появление Перми в этом списке отстоял губернатор края Виктор Басаргин. В декабре 2012 года он заявил о намерении добиться включения Перми в число городов, через которые пройдет высокоскоростная магистраль. А в начале 2013-го — получил письмо с приглашением принять участие в проекте.

По словам Мишарина, реализация проектов РЖД позволит воспользоваться услугой высокоскоростного движения 90 миллионам граждан, проживающим "в зоне тяготения" этих железных дорог. При этом проект, если будет реализован, позволит соединить между собой высокоскоростными магистралями города России, где в общей сложности проживает более 20 миллионов человек. И это без учета пригородов, которые добавляют более чем в полтора раза больше граждан.

Окончательные расчеты по стоимости проекта будут представлены к концу текущего года, после чего их рассмотрит Правительство. Однако сами скоростные железнодорожные магистрали появятся еще не скоро. Так ж/д трасса Москва — Екатеринбург должна появиться к 2030 году. Но при условии, что Екатеринбург выиграет право принять "Экспо-2020", дело пойдет быстрее.

Читайте также: В Сибири и на Дальнем Востоке построят БАМ-2

Вообще в настоящий момент стратегия развития транспорта в РФ как раз рассчитана до 2030 года. В ней заложены расходы на строительство 3,5 тысяч километров высокоскоростных железных дорог и около 5 тысяч километров скоростных. На сегодняший день высокоскоростыне поезда курсируют в России лишь по трем направлениям. Поезд "Сапсан" обеспечивает сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом, а также Москвой и Нижним Новгородом. На севере страны имеется поезд "Allegro", который ходит на отрезке Санкт-Петербург — Хельсинки.

Меж тем необходимость в развитии сети железных дорог очевидна. Россия обладает ужасающим уровнем транспортной связности. Грузы, идущие с Дальнего Востока, до сих пор, как 200 лет назад, проще доставить по Северному морскому пути, чем сушей. На настоящий момент в России имеется чуть более 87 тысяч километров железных дорог. Это третий по величине показатель в мире, но ведь по территории-то РФ занимает не третье, а первое место. Меж тем суммарная длина железных дорог больше в Китае (более 91 тысячи километров) и в США (более 200 тысяч километров). "Мы единственная страна, которая не построила дорог через саму себя", — резюмировал в рамках V Всероссийского Молодежного Инновационного Конвента президент центра инноваций Владимир Пирожков, после чего на полном серьезе предложил строить летающие автомобили. На то, что транспортную проблему России удастся решить более традиционным способом — строительством дорог (в том числе и железных), никто уже не надеется.

При этом необходимо не только прокладывать новые, но и совершенствовать старые. "Современное железнодорожное сообщение немыслимо без высоких скоростей. У нас есть только два пути — либо повышать скорость в пассажирском сообщении, как это последовательно происходит во всем мире, либо сокращать объемы работы пассажирского транспорта", — сообщил Александр Мишарин.

Читайте также: Россия может зарабатывать на дорогах

Заместитель министра транспорта России Николай Асаул в ответ на эту реплику добавил, что строительство скоростных железных дорог и высокоскоростных железнодорожных магистралей позволит не только повысить мобильность населения, но и даст возможность высвободить резервы для грузовых перевозок. Так что, возможно, хоть к 2030 году, но отправлять грузы по старинному Северному морскому пути не придется. Если, конечно, за столь долгий срок проект не свернется и не трансформируется во что-то другое.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"