Как вспоминают о Второй мировой в Германии

9 мая — это наш, российский, праздник. Европейцы же, особенно немцы, традиционно чтут день капитуляции нацистской Германии, которая пришлась на 8 мая 1945 года, когда куранты в Москве уже отсчитывали следующий день.

В беседе с корреспондентом "Правды.Ру" немецкий журналист Лотар Деег (Lothar Deeg) отметил: "Эта дата запомнилась тем, что закончилась война".

Собеседник "Правды.Ру" считает, что в Германии никогда не проходила акция "Бессмертный полк": "Русских много в Германии. Сейчас, может быть, кто-то решил, что это стоит организовать, но я об этом ничего не слышал. Сами немцы в такой акции не участвуют".

"Когда будет юбилей, может быть, сделают некоторые мероприятия. Если это не круглая дата, то об этом вообще особо не упоминается. Памятной даты (в смысле, что вспоминают военный героизм) никакой нет… — продолжил в интервью "Правде.Ру" Лотар Деег. — Радость, что фашизм все-таки проиграл, — это есть. Но не знаю, как там наши неонацисты смотрят на это. Мне это неинтересно. Я не общаюсь с ними. В принципе, этот день (8 мая. — Ред.) проходит незаметно. Через год, когда исполнится 75 лет, наверное, будет много публикаций, может быть, какие-то мероприятия, выставки и т. д. Но в этом году — не думаю, что особенное что-то произойдет".

"А что же им 9 мая отмечать? — сказал "Правде.Ру" генеральный директор концерна "Мосфильм", Народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ, режиссер Карен Шахназаров. — Думаю, вообще им не резон его отмечать. Для Германии это тотальная катастрофа. В принципе, страна исчезла с карты мира. Конечно, для немцев это не тот день, который нужно как-то вспоминать".

Лотар Деег рассказал "Правде.Ру" о том, что пока на территории ГДР был расквартирован советский воинский контингент, немцы принимали участие в торжествах по случаю Дня Победы. Совместно с "братьями по оружию" (как называли военнослужащих Восточной Германии), товарищами из общества советско-немецкой дружбы "Пушкинхаус", представителями шефских организаций, сельскохозяйственных кооперативов и других возлагали венки к монументам погибших. Гости смотрели на парад, а потом все дружно садились за общий стол.

В нынешней Германии есть Всенародный день скорби — Volkstrauertag (в буквальном переводе — День народного траура). Память жертв войн и государственного насилия чтут в Германии в предпоследнее воскресенье перед первым днем Адвента, в период с 13 по 19 ноября. По иронии истории, нацисты переименовали его в День памяти героев (Heldengedenktag), но, отметив его пять раз, перенесли на другую дату — на 16 марта. В Третьем рейхе сразу же выхолостили сущность этого Дня: вместо памяти о погибших стали воздавать почести героям (Heldenverehrung) вермахта и нацистской партии (НСДАП).

Вероятно, по этой причине молодая журналистка немецкого издания Süddeutsche Zeitung Зильке Бигальке (Silke Bigalke) осудила граждан России за героизацию жертв Ленинградской блокады. Она предпочла говорить о том, что "власти в Москве вместо сочувствия предлагают национальную гордость вместо памяти". В очередной раз вспомнила о случаях каннибализма и о геноциде.

Кажется, мы тут имеем дело либо с путаницей в мозгах, либо с негодным желанием вытравить у русских гордость за свою Победу. Бигальке проговорилась, когда упомянула о якобы желании Кремля "контролировать, как люди чтят память" о Победе. Ну не хотят их и наши либералы верить, что это действительно наш всенародный праздник. До сих пор!

Героизацию солдат Красной армии и блокадников, сражающихся за Родину, нужно отличать от героизации немецких вояк-агрессоров. Если скудоумные писаки все равно намерены сравнивать День Победы с нацистским Днем памяти героев, то их опровергают исторические факты. Нацисты настолько высоко оценили пропагандистский эффект этого дня, что все важные этапы подготовки к большой войне вплоть до 1939 года приурочивали поближе к этой дате. Ремилитаризация Рейнской области в 1936-м произошла накануне Дня памяти героев. За день до празднования был осуществлен аншлюс Австрии в 1938 году, а в 1939 году, спустя три дня после празднования, вермахт оккупировал Чехословакию.

А для нас снятие блокады Ленинграда, как и победа над фашистским чудовищем, — это все-таки Праздник, пусть и "со слезами на глазах". Для скорби у россиян есть другая дата — 22 июня. Римский историк Тацит, кстати, в своем труде "Германия" высказал такой афоризм: "Женщинам приличествует оплакивать, мужчинам — помнить".

Читайте также:

Карен Шахназаров о фильмах про ВОВ: новому поколению - новое кино

Леонид ИВАШОВ: Великая Победа продолжается во благо России

Юрий НАЗАРОВ: "Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!"