Лихорадка Эбола все еще угрожает миру

Лихорадка Эбола стала в 2014 году настоящим испытанием для многих народов. И сейчас далеко не конец эпидемии лихорадки Эбола, сказал Pravda.Ru заведующий лабораторией экологии вирусов НИИ вирусологии им. Д. И. Ивановского минздрава РФ, доктор медицинских наук Михаил Щелканов. Михаил Юрьевич только что вернулся из Гвинеи, охваченной эпидемией.

В чем опасность вируса Эбола

Михаил Юрьевич, известно, что вирус Эбола вызывает геморрагическую лихорадку. А что это за заболевание?

— Вирусные геморрагические лихорадки (ВГЛ) — это группа природно-очаговых инфекционных заболеваний, то есть они привязаны к определенным местам на планете, где обитают животные, в организме которых может жить опасный микроб. ВГЛ регистрируют на всех континентах, кроме Австралии.

А в чем причина особой опасности этого вируса?

— Молекулярная структура вируса Эбола расшифрована, поэтому могу ответить на ваш вопрос.

Свой "первый удар" вирус Эбола наносит по клеткам иммунной системы, подавляя продукцию в нашем организме альфа- и бета-интерферонов, которые отвечают за иммунитет быстрого реагирования.

После этого вирус Эбола практически бесконтрольно распространяется по всему организму.

Если структура этого вируса известна, то уже есть и молекулярные тесты для точного узнавания ВГЛЭ?

— Конечно, и уже во всем мире применяется так называемая полимеразная цепная реакция. Это:

плазмы крови пациента. Оно занимает несколько часов. Однако в очагах эпидемии недостаточно лабораторной диагностики. В Гвинее их всего три.

Каковы основные признаки заболевания?

— Инкубационный период составляет 4-7 суток. Заболевание начинается остро, с:

На 2-3-й день болезни появляются:

Смерть наступает на 8-9-й день болезни от кровопотери и шока. Больные заразны со 2-3-го дня болезни и вплоть до исчезновения основных симптомов (т.е. примерно 2-3 недели). Труп умершего остается источником вируса…

Вакцина против вируса Эбола

О том, что вот-вот появится вакцина против вируса уже сообщалось не раз…

— Разработка профилактической и лечебной вакцин идет во многих лабораториях, но еще не создан ни один надежный препарат.

Смерть от Эболы наступает на 8-9-й день болезни от кровопотери и шока

Используются противовирусные антисыворотки с белками-антителами против вируса. Однако они полезны лишь как элемент комплексного лечения.

И только при условии раннего включения этой весьма дорогой и сложной терапии смертность в результате ВГЛЭ приближается к 50 процентам, в то время как обычно смертность составляет 80-90 процентов.

А что можно сказать о "лечении" самой эпидемии?

— Человечеству уже не нужно изобретать противоэпидемические меры, прежде всего относящиеся к санитарной охране территорий, которые требуются при эпидемии ВГЛЭ и других опасных инфекциях. Эти действия:

ведущих развитых стран, в том числе и РФ.

Однако в странах Западной Африки таких служб фактически нет, а государственное устройство, я бы сказал, далеко от совершенства.

Например, санитарные кордоны, как нам рассказывали местные жители, они проходят, заплатив всего полдоллара, причем эти заставы организуются только с участием военных и полиции, без санитарных врачей.

А они обязательно нужны в составе таких кордонов?

— Согласно международным стандартам борьбы с эпидемиями природно-очаговых инфекций, в тех зонах, где выставляются кордоны для изоляции природного очага, должны действовать и мобильные комплексы специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ).

Их задача:

Природным резервуаром эболавируса являются крыланы и летучие мыши

То есть именно СПЭБы становятся главной "ударной силой" современной медицины в борьбе с распространением эпидемии вокруг природного очага. В развитых странах подобные эпидемии уже давно не надо, как вы сказали, "лечить".

Безотказно работают меры по "профилактике" этих угроз. И именно из-за того, что не была применена важнейшая из этих мер — мониторинг природных очагов инфекционных заболеваний, нынешняя эпидемия смогла вырваться на оперативный простор.

С помощью СССР еще в 1977 году в составе Института им. Пастера в городе Киндия была создана российско-гвинейская вирусологическая лаборатория. В годы перестройки лаборатория закрылась, остановилось и наблюдение за природным очагом. Если бы этого не случилось, возможно, не было бы упущено время, и эпидемию удалось бы задавить в зародыше.

Мониторинг природного очага вируса Эбола

Расскажите, пожалуйста, подробнее о мониторинге природного очага ВГЛЭ.

— Тридцать-сорок лет назад считалось, что природные очаги ВГЛЭ привязаны к экваториальным лесам в бассейне реки Конго, это территория:

и что источником этого вируса часто являются обезьяны.

Сегодня же мы понимаем, что природные очаги вируса Эбола входят в состав гораздо более обширного региона — Западноафриканской провинции.

Природным резервуаром эболавируса являются:

  1. крыланы
  2. летучие мыши

В отличие от летучих мышей, крыланы потеряли способность к эхолокации, зато у них отличное:

Питаются они фруктами. Сами крыланы устойчивы к инфекции эболавируса, но выделяют его со:

От крыланов заражаются обезьяны. Больные обезьяны становятся добычей охотников, которые заболевают от них и приносят инфекцию в деревни.

Возможно и прямое заражение человека от крыланов, поскольку крыланы — излюбленная еда местных жителей.

Правда, с марта-апреля этого года правительство Гвинейской Республики запретило употребление крыланов в пищу.

А как происходит заражение?

— Хорошо прожаренное мясо крыланов и обезьян не опасно.

Опасность подстерегает охотника и кулинара, имеющего дело с сырым мясом в процессе разделки тушки и приготовления пищи.

Обычно эпидемии "лесного" типа, когда заразившиеся охотники заносят инфекцию в небольшие изолированные от цивилизации лесные деревни, протекают скоротечно и незаметно для официальной статистики.

Шестьдесят-восемьдесят процентов населения деревни, охваченной эпидемией, вымирает, а выжившие благодарят своих богов за счастливое спасение. В большинстве случаев, подобные эпидемические вспышки остаются за рамками статистики, учитывая труднодоступность тех мест.

Каким образом эпидемия перекинулась на Гвинею?

— Правильнее говорить не о "перекидывании" эпидемии, а об активации природных очагов на Северо-Гвинейской возвышенности. Осенью прошлого года в Гвинее начали регистрироваться случаи геморрагических лихорадок, весьма напоминавших ВГЛЭ.

Первой жертвой эпидемии Эболы в Гвинее стал двухлетний мальчик. Мать взяла его на плантации, где она собирала тропические фрукты. Крыланы стали лакомиться сельскохозяйственными фруктами, заражая их вирусом через свои фекалии и слюну. Погибшего мальчика хоронили по традиции этих краев, о которых я уже рассказывал.

Первое время ошибочно полагали, будто это одна из других распространенных здесь геморрагических лихорадок. Так в борьбе с эпидемией было упущено несколько месяцев.

Первой жертвой эпидемии Эболы в Гвинее стал двухлетний мальчик

Вскоре она вышла из-под контроля и стала стремительно распространяться по всей Западной Африке, унося ежемесячно более 100 жизней. Только в марте этого года ВОЗ "ударило в набат", но остановить наступление лихорадки Эбола стало возможно только благодаря широкомасштабным противоэпидемическим мерам, которые и сегодня еще не принесли результата.

Каков ваш прогноз по развитию эпидемии?

— Думается, вспышка лихорадки Эбола в трех западно-африканских странах продлится до 2015 года. В соседних государствах и в развитых странах мира инфекция еще будет распространяться, но как отдельные случаи.

Все же надеюсь, что уже в обозримом будущем на Северо-Гвинейской возвышенности прекратится стремительное распространение ВГЛЭ. Под влиянием громадной опасности население постепенно отказывается от тех местных традиций, которые в наибольшей степени могут привести к заражению.

В Конакри мы узнали, что многолюдных похорон становится все меньше, и все больше умерших кремируют. В стране началось добровольческое движение. Его участники доходят и до отдаленных деревень, рассказывая их жителям о первые признаки лихорадки, что делать, если она началась, как ухаживать за больным. Увеличивается помощь развитых стран, в том числе России.

Пусть медленно, но повышается и эффективность действий государственных органов по обузданию эпидемии. Но чтобы сделать действительно надежный прогноз, надо понимать состояние природных очагов.

А сегодня все силы брошены на подавление текущей эпидемии. Как только ее возьмут под контроль, следующим шагом надо:

Именно об этом необходимо задумываться сегодня, если мы хотим обезопасить себя завтра не только от вируса Эбола, но и, может, от еще более страшных для нас микроорганизмов, затаившихся в тропических лесах.

Читайте также:

Лихорадкой Эбола в мире заразились более пяти тысяч человек

Эбола снова в Брюсселе

Эбола подбирается к границам России