Силуан Афонский: спасение в любви

24 сентября Церковь отмечает память святого Силуана Афонского, нашего соотечественника, подвизавшегося на Святой Горе в конце XIX — первой половине XX века.

Это праздник не только для Русской церкви, но и для Константинопольского патриархата, где, собственно, преподобный и был первым канонизирован в 1988 году, спустя всего полвека после своего блаженного успения. В России его память стали почитать еще тремя годами позже. Однако тексты службы преподобного Силуана были внесены во все издания "Месячных Миней", содержащих чинопоследования праздников святых на каждый день года.

Чем же известен вроде бы обычный афонский инок? В первую очередь тем, что, на самом деле, он всей своей жизнью открыл новую страницу в Православии, показав его с той стороны, которую прежде надо было долго искать под спудом формально благочестивых, но мало напоминающих истинную любовь и радость о Господе поучений и предписаний.

Родился будущий подвижник в 1866 году в семье зажиточного крестьянина Тамбовской губернии. Жизнь юноши Симеона мало напоминала хрестоматийные Жития с неизменным оборотом "чуждался детских игр и мирской суеты". Впрочем, и каким-то злодеем парень тоже не был. Красивый, стройный, пользующийся любовью девушек, он никому не делал зла. Одну из них, чуть было не ставшую его женой, преподобый Силуан с теплотой вспоминал всю свою жизнь, нередко говоря посещавшим его за духовным советом посетительницам: "Ты будешь на мою невесту похожа".

Впрочем, уже тогда будущий инок пользовался сугубым покровительством Божьей Матери. Так, однажды, идя с поля домой, он увидел бежавшую на него бешеную собаку. Только и успел проговорить слова молитвы — и та пробежала мимо. А после выяснилось, что животное, прибежав в село, покусало множество людей…

Впрочем, довольно скоро юный Симеон почувствовал тягу к монашеской жизни. Однако послушал отца — и вначале поступил на военную службу. И проходя ее в Петербурге, получил благословение на постриг от знаменитого пастыря, святого Иоанна Кронштадского, который и принял в 1892 году в русском Пантелеймоновском монастыре Афона. Он проходил там различные послушания в течение 46 лет и мирно скончался.

Вот, казалось бы, и все. Но скупые строки краткой биографии не способны передать все то, что не без основания называется "невидимой бранью", не уступающей по накалу великим сражениям настоящих воинов. Вскоре после принятия иноческих обетов новоначальный инок Силуан столкнулся с тем, что на духовном языке именуется "духовным охлаждением". Когда, несмотря на веру, аскетические подвиги, посты, молитвы, в душе не чувствуется главного — любви Божией.

Впрочем, причиной этого, обычно, формально является какой-нибудь грех со стороны самого монаха — например, ссора с братом. Но потом это состояние приобретает характер духовного подвига, когда посвятивший свою жизнь Богу доказывает и Ему и себе, что его любовь к Творцу совершенно бескорыстна, а не происходит от желания получить какие-то блага, пусть даже и духовные. Это, собственно, и есть состояние "сына Божьего" — в отличии от "раба", работающего из-за страха наказания, или "наемника", подвизающегося в ожидании награды.

По большому счету, такие "охлаждения" случаются в жизни каждого по-настоящему верующего человека. К счастью, их интенсивность и длительность не дотягивает до таковых у великих Отцов. Например, преподобный Серафим Саровский молился на камне 1000 дней и ночей, как раз прося Бога вернуть ему потерянное ощущение Его Любви. У преподобного же Силуана этот период растянулся на целых 20 лет. Страшных лет, когда даже непрестанная молитва почти не давала никакой отрады, а злые духи, издеваясь над страдальцем, становились между ним и иконами. И тогда Господь однажды явился иноку в видении и сказал о его главной задаче на это время: "Держать свой ум во аде — и не отчаиваться".

Последнее, благодатью Божией, пусть и не осознаваемой в искушении, у святого Силуана получилось. Из испытаний он вышел закаленным, как золото в горниле. Но отнюдь не жестоким ригористом, видящим вокруг один лишь грех, а окружающее почитающим "единством мира, плоти и диавола", направленным лишь на то, чтобы погубить побольше душ.

Ощутив ад на земле, подвижник уже не боялся придуманных извращенными умами "мук ада в чувственном виде", в которых если не сам Господь, то его ангелы предстают кошмарными садистами, получающими удовлетворение от наказаний грешников. В сущности, им же был едва ли не впервые сформулирован главный смысл монашеского подвига, который в изложении всевозможных "душеспасительных" книжонок обычно представляется исключительно как попытка человека из последних сил достичь практически недостижимого спасения мучительными истязаниями плоти, которые, якобы, единственное, что может хоть как-то удовлетворить мстительного Бога.

Преподобный же Силуан так характеризовал своих коллег: "Монах — это тот, кто понял всю боль этого мира, принял эту боль, как свою собственную, и посвятил всю жизнь молитве за весь мир". Впрочем, в ответ на жажду сострадающей любви Господь открыл святому и другую истину, которая, правда, была описана праведником "в третьем лице", в выражениях "я знаю такого монаха…"

Тем не менее, Бог в мистическом видении спросил у исступленно молящегося "за жизнь мира" инока:

— Зачем ты так исступленно молишься?

— Ну как же, мир лежит во зле, сколько людей могут навсегда погибнуть.

— Не бойся, Я спасу всех, кто хоть раз обратится ко Мне с такой просьбой.

— Но зачем тогда все наши монашеские подвиги, труды?

— Тех я просто спасу — а вы будете Мне друзьями…

Любовь, источаемая преподобным, творила настоящие чудеса. Так, своим ученикам преподобный Силуан рассказывал об одном молодом человеке, школьнике, который пришел на Святую Гору "искать Бога". Он не сказал игумену, что не верит в Бога, а только о своем желании остаться на несколько месяцев в монастыре ради отдыха и духовной пользы. Игумен передал его одному духовнику для попечения. Юноша сразу сказал священнику на исповеди, что он не верит в Бога и пришел на Святую Гору в поисках Бога. Духовник рассердился и начал кричать на молодого человека, как страшно не верить в Бога Творца и что безбожникам не место в монастыре. Юноша приготовился покинуть монастырь.

Но тут его встретил отец Силуан и стал с ним разговаривать. Молодой человек поведал ему о своих муках и о том, что привело его на Святую Гору. Отец Силуан очень доброжелательно ответил ему: "Это не страшно. Так обычно бывает с молодыми людьми. Это и со мной было. В юности я колебался, сомневался, но любовь Божия просветила мой ум и умягчила сердце. Бог тебя знает, видит и безмерно любит. Со временем ты это почувствуешь. Так и со мной было". После этого разговора начала крепнуть у юноши вера в Бога, и он остался в монастыре.

Вообще, праведника можно считать одним из "столпов" "положительного миссионерства" в лучших святоотеческих традициях. Например, в разговоре с одним православным миссионером-архимандритом, святой Силуан услышал следующее описание его миссионерской методики в общении с католиками.

"Я им говорю, что Ваша вера — блуд, у вас все превратно, все неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь.

Старец выслушал это и спросил:

— А скажите, веруют ли они в Божество Иисуса Христа, что Он Истинный Бог?

— В это-то они веруют.

— А Божью Мать чтят они?

— Чтят, но неправильно учат о Ней.

— И святых почитают?

— Да, почитают, но с тех пор, как они отпали от Церкви, какие у них могут быть святые?

— Проводят ли они Богослужения в храмах, читают ли Слово Божье?

— Да, есть у них и церкви, и службы, но посмотрели бы вы, что это за службы после наших, какой холод и бездушие!

— Так вот, отец архимандрит, душа их знает, что они хорошо делают, что веруют в Иисуса Христа, что почитают Божью Мать и святых, что призывают их в молитвах, так, что если вы говорите им, что их вера — "блуд", они вас не послушают.

Но вот если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога, ходят в церковь на богослужение, что читают Слово Божье и прочее, но в том-то и в том у них ошибка и ее надо исправить, и тогда все будет ладно, и Господь будет радоваться о них, и так все мы спасемся милостью Божьей…"

Излишне говорить, что похожий подход, а-ля упомянутого отца архимандрита, имеет почти повсеместное применение и по сей день. А потом многие православные верующие отчего-то и удивляются: "Ну чего это у нас работа по обращению в Церковь ушедших в секты и другие конфессии не получается?"

Не удивительно, что именно святому Силуану належит замечательное определение термина "Православие". В то время как ныне многие не то что миряне, но даже и монахи видят смысл своей "православности" в "борьбе против ИНН", прославлении "благоверного царя Иоанна Грозного", отречении от Церкви в знак протеста против осуждения Pussy Riot и т. д., преподобный говорил так: "Быть православным в полном смысле слова означает видеть Бога, как Он есть, и поклоняться ему достойно Его святости". Что, конечно, намного сложнее страстного поклонения фактическим "идолам" вместо Бога-Любви.

Так что, если на душе тяжело, не чувствуется Божья любовь — каждому верующему стоит почитать хотя бы избранные цитаты из трудов преподобного Силуана Афонского, ставшего духовным наставником таких великих светочей Православия, как, например, митрополит Антоний Сурожский, чьи книги тоже проникнуты духом такой же любви и сострадания к грешникам. А пока обратимся к праведнику с молитвой: "Преподобне отче Силуане, моли Бога о нас!"

Читайте также:

Афонские старцы — о грядущих испытаниях и судьбах…

Сегодня празднуется память старцев Оптинских