Бук-ридеры: Церковь одобряет?

На днях, зайдя на сайт одного интернет-магазина, специализирующегося на продаже церковных товаров, я обнаружил интересную вещь. Помимо традиционных предметов храмового и домашнего религиозного обихода, на манер ладана, кадил, крестов и прочего, в разделе "Церковная литература" на почетном первом месте в списке находилась… электронная книга! Цена, правда, завышенная, модель — устаревшая, да еще и не самого известного бренда. Зато с не менее почетной характеристикой: "для чтения православной литературы".

Конечно, последний момент может вызвать только улыбку. Даже признанные киты производства электронных книг и продажи текстов для них пока еще не могут решить проблему с избирательностью чтения. Хотя бы на предмет исключения из него пиратских копий книг, полученных на халяву с нарушением авторских прав.

Ведь электронная книга — это обычный мини-компьютер, вроде планшетника, только заточенный под чтение текстовых файлов. Разумеется, тех, которые владелец сочтет нужным. И гарантировать то, что изделие будет пригодно для чтения церковной литературы, а не, скажем, любовных романов, технически крайне сложно. Разве что взломать установленные производителем программы и убрать оттуда все шрифты, кроме церковно-славянского — что сделает чтение всего нецерковного довольно неудобным.

И все же — как далеко пошел прогресс, в том числе и в церковной жизни? Вспоминается, как еще лет 15-20 назад во многих, не самых лучших образцах "душеспасительной" литературы безапелляционно утверждалось, что телевизоры и компьютеры — "от сатаны", а батюшки соответствующих убеждений регулярно вставляли фразы о соответствующих "грехах" в тексты общей исповеди.

Читайте также: Церковный дресс-код: юбки vs брюки

А ныне даже информация о скором пришествии Антихриста (если не завтра — то "как только, так и сразу") из уст насельников одной очень почитаемой Лавры на Украине размещена не где-нибудь, а на главной странице ее официального сайта. Что ж, и на том спасибо — тамошние иеромонахи избавят паломников хотя бы от допросов на  на предмет "греха пользования интернетом".

Если серьезно, то уже десяток лет назад на церковных форумах можно было встретить темы относительно использования компьютеров в богослужебной практике. Это не значит, разумеется, что в каком-нибудь храме собирались советовать батюшке читать богослужебное Евангелие на амвоне не с богато и заслужено украшенной книги — а с "айфона". Но вот для клиросов многих храмов ноутбуки стали весьма неплохим решением проблемы. Особенно для новопостроенных храмов в небогатых приходах.

Ведь не секрет, что полный комплект "Месячных Миней" в печатном варианте обойдется аккурат в стоимость недорогого ноута. Если же брать бывшие в употреблении устройства, то и двух-трех. А есть еще и множество другой литургической литературы, в бумажном виде способной занять немаленькую этажерку.

В ноутбук же без труда можно закачать все вышеописанное в электронном формате. Благо, на сайтах церковных библиотек все это есть, да и вопрос о нарушении авторских прав здесь не стоит. Во всяком случае, не так остро, как в светской жизни. Ведь с точки зрения закона права на книгу, написанную больше полувека назад, переходят к государству. То есть, она становится общедоступной и бесплатной для граждан. А подавляющее большинство церковных текстов написано не то что сотни — тысячи лет назад.

Да и не станут верующие люди с таким остервенением, как многие современные писатели, сражаться в "проклятыми пиратами" — а на самом деле, устроителями обычных библиотек, только размещенных в Сети. Ведь они видят в своем труде прежде всего выполнение Божьих Заповедей, а не получение гонорара за все новые печатные переиздания, достать которые на бумаге порой непросто.

Читайте также: Миссия в Сети: мода или служение?

Видно, пришло время "электронной революции" уже не только в храмах, но и в индивидуальном чтении. О пользе электронной "читалки" говорить не приходится. Даже в самые слабенькие модели там можно поместить столько книжек в электронном формате,чтохватит на всю жизнь. И все — совершенно бесплатно. То есть за саму книгу придется заплатить от 80 долларов — но она, при стоимости книги обычной даже в пару-тройку долларов окупится довольно быстро. Тем более, что есть же еще книги и в подарочном исполнении, стоящие намного дороже.

Кстати, последние порой читать гораздо менее удобно, чем "электронку". Один мой знакомый после приобретения ридера практически перестал пользоваться своей богатой, накопленной за полтора десятка лет, библиотекой. "Понимаешь, — говорит он, — "Житие Святых" под редакцией святого Димитрия Ростовского весит добрых пару килограммов. Я читаю лежа — и держать такую тяжесть на животе просто тяжело. А электронная книга весит всего чуть менее 200 граммов — ее на вытянутых ладонях держать можно. Один том "Житий" при выбранном мной размере шрифта занимает там около тысячи страниц — это всего раза в полтора больше числа страниц оригинальных. Закладки никогда оставлять не надо — после перерыва книга открывается на том месте, где ты ее оставил читать. В библиотеку можно закачать хоть тысячу томов — которые уже просто негде было бы ставить, все этажерки забиты".

Указанный знакомый использует все ту же электронную книгу в качестве "Молитвослова", Октоиха, Триоди и Минеи вместе взятых. Особенно в дороге, куда, по понятным причинам, взять столько тяжеленных томов непросто. Да и читать молитвы можно спокойно в транспорте, на работе (когда есть свободное время), в гостинице. Одно плохо — тип экрана. У товарища он по технологии электронной бумаги — не мерцает, глаза не устают, одной зарядки аккумулятора хватает на несколько тысяч страниц (вне перелистывания он просто не используется). Но для хорошей контрастности при чтении нужно хорошее освещение. Если не солнце — то хотя бы настольная лампа вблизи. А в маршрутке или даже в метро освещаемость часто оставляет желать лучшего.

В таких случаях ему приходится пользоваться смартфоном — экранчик там хоть и поменьше, хоть и мерцает (что, впрочем, не вреднее, чем экран ноутбука) — но зато с подсветкой, можно читать даже в полной темноте. Но и заряда батареи хватает всего на несколько часов работы — она быстро садится.

Читайте также: Кто расставляет антицерковные "сети"?

Выбирал он свои устройства основательно. Пришел к выводу, что более надежные изделия западных брендов "понимают" слишком мало формато, а "азиатские" всеядны, но менее надежны. И те и другие делаются на одних и тех же заводах в Китае и Тайване — но заказчики (и контроль качества!) разные.

В итоге выбрал качество — и не пожалел. Ведь после несложного усовершенствования, установки дополнительных программ, книжечка начала читать почти все. Правда, кроме HIP-формата, в который облечено большинство богослужебных текстов из церковных интернет-библиотек — их ему пришлось вручную пересохранять в более понятные HTML-файлы. Что ж — как говаривал король Генрих Наваррский, "Париж стоит мессы". Зато теперь мой друг пользуется сокровищами церковной мысли с полным комфортом.

Конечно, малоискушенного в компьютерах человека описанные подробности могут вогнать в шок. Но разве у бабушки, не знающей, как включить ноутбук, не найдется технически продвинутого внука, который сделает необходимую "подгонку" электронной книги? А вся премудрость пользования ею — запомнить кнопки перелистывания и выбора нужного текста. С чем обычно справляются и совершенно стерильные в плане технической грамотности люди.

Что ж, станок диакона Ивана Федорова, российского первопечатника, уже давно стал элементом изображения на иконе митрополита Макария, российского первосвятителя того времени. Так что как знать — может быть, спустя годы, достойное место в православной иконографии займет и комьютерная техника? Ведь она, как и все остальные изобретения человеческого разума, становится опасной лишь при неправильном использовании — не во Славу Божью, а в противоположном направлении…

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"