Импортозамещаюсь - следовательно, существую

Источник фото: AP

За последние год-полтора слово "импортозамещение" стало одним из самых популярных в лексиконе российских СМИ. Да и сам процесс импортозамещения идет очень активно: российские производители, воодушевленные санкциями, открывают новые мощности. Но как россияне относятся к замене импортного на отечественное? Опрос на эту тему недавно провел ВЦИОМ.

Для начала обратим внимание на текущее положение вещей: кто какую продукцию предпочитает покупать. Здесь пока относительное большинство занимают любители импортного — таких 41 процент.

Впрочем, российское покупают 23 процента, а 29 процентов просто не обращают внимания на то, где произведен тот или иной товар. То есть для них важен не бренд, а качество продукта.

Также неудивительно, что процент граждан, покупающих российское, заметно растет в группах при снижении доходов. Так, в диапазоне оклада от 12 до 20 тысяч рублей в месяц доля любителей отечественного возрастает со средних 23 процентов до 29 процентов, а среди тех, кто имеют ниже 8 тысяч в месяц, "патриотов" уже 44 процента.

Впрочем, наверное, о патриотизме, как ведущем факторе выбора, в этом случае говорить можно не всегда. Скорее всего имеет место яркий пример марксистского тезиса: "Бытие определяет сознание". Или его почти полного синонима из российского фольклора: "По одежке протягивай ножки".

Соответственно, покупающих импорт больше всего среди молодежи до 30 лет (47 процентов), лиц, получающих в месяц от 30 до 45 тысяч рублей; жителей городов от 50 тысяч населения — по 49 процентов, имеющих высшее образование — 52 процента.

Ну, а пальму первенства среди тех, кто пока не созрел до практического импортозамещения, занимают москвичи (60 процентов) и лица с доходом свыше 45 тысяч рублей в месяц на человека.

Впрочем, то, что пока значительная часть россиян предпочитает покупать зарубежные товары, не означает, что они делают это из каких-то принципиальных соображений, в духе "в России могут делать только барахло".

Тут как раз наоборот — оптимистов в плане способности отечественной промышленности наладить выпуск качественных товаров намного больше, чем тех, кто покупает импорт сейчас. В целом такой оптимизм высказывают 64 процента опрошенных, скептиков же всего 31 процент.

Впрочем, положительные перспективы большинство респондентов ВЦИОМ видят отнюдь не для всех сфер отечественной индустрии. В то, что последняя может производить качественную одежду и обувь, верит 61 процент (не верит — 34 процента), еще больше верит в российскую фармацевтику — 64 процента против 31 процента. А вот в плане бытовой техники пессимистов оказалось больше — 49 процентов против 45.

Наибольший же скепсис вызывает надежда на выпуск качественных российских автомобилей: в это не верят 57 процентов респондентов, верит всего 34 процента.

Кстати сказать, на вопрос "какие категории импортных товаров замещать российскими стремиться не надо" большинство ответов касается автомобилей и бытовой техники. Остальная продукция набрала голосов в пределах статистической ошибки — всего по несколько процентов.

Как бы там ни было, но главный тренд отношения россиян к импортозамещению — сугубо положительный. Это особенно хорошо видно по ответу на вопрос: " Как вы думаете, а в принципе нужно или не нужно стремиться к замещению импортных товаров отечественными?".

Однозначных скептиков среди населения в целом на этот счет — всего 7 процентов. То есть за импортозамещение не то, что "конституционное большинство", а большинство такое, которое наблюдалось разве что в годы СССР, когда "нерушимый блок коммунистов и беспартийных" имел на каждых выборах сходные показатели.

Да, немало людей высказывает опасения, что по каким-то категориям товаров в плане замены импорта может что-то и не получиться — но все равно считают, что стараться надо. Причем среди главных причин пункт "дешевизна отечественных товаров" выбрали всего 3 процента.

А в числе более важных причин были названы "российские товары более качественные" (12 процентов), "нужно поддерживать отечественного производителя, развивать свое производство, укреплять свою экономику" (11 процентов), "Россия не должна зависеть от других стран" (10 процентов), "нужно обеспечивать людей работой" (8 процентов), "мы можем все производить сами, обеспечивать себя" (7 процентов).

Также по теме:

Ретейл завалил нас консервантами

Зарубежному фермеру, попавшему под санкции, семь верст не крюк - эксперт

Каких цен на продукты ожидать осенью