Жизнь и секреты мистификатора Гудини

Гарри Гудини ушел из жизни почти сто лет назад, но он до сих пор остается одним из самых известных магов в мире. Его освобождение из смирительной рубашки на огромной высоте, побеги из гробов, закрытых машин и заводских бидонов из-под молока уже давно стали классикой жанра и сделали имя иллюзиониста нарицательным.

"Этот парень даже сегодня, спустя 85 лет после своей кончины, известен всем и каждому. Все знают, кем он был", — с гордостью говорит Джефф Тейлор, директор Американского музея магии в мичиганском городе Маршалл.

Трюки Гудини основывались отнюдь не на его феноменальных способностях, а на "волшебных машинах", сиречь реквизите. Номера "Исчезающий грузовик" и "Пытка водой" публика так бы никогда и не увидела, если бы не дотошность Гудини в том, что касалось технического обеспечения.

Читайте также:  Гудини — великий, ужасный, загадочный

"Он не пользовался экзотическим реквизитом — только тем, который публика, состоящая в основном из эмигрантов, могла бы сразу идентифицировать", — поясняет Брук Кэмин Рапопорт, куратор выставки "Гудини: искусство и магия", которая проходит в Еврейском музее в Нью-Йорке. Выставка, по ее словам, не только представляет реквизит, которым пользовался маг, но и рассказывает о том, как невероятные трюки выходца из Венгрии вошли в повседневную жизнь простых американцев.

Гудини одинаково любили как богачи, так и бедняки. Для эмигрантских общин он был не просто героем — супергероем. Для всех остальных — одной из самых маститых знаменитостей новой эпохи СМИ. "Думаю, эмигранты потому так любили Гудини, что его трюки были для них не просто фокусами. Они видели в них символ свободы, знак того, что ты можешь освободиться от гнета или каких-то ограничений", — делится своими соображениями Рапопорт.

Будущий кумир самой несчастной части американского общества начала ХХ века появился на свет в Будапеште 24 марта 1874 года. Когда Эрику Вайсу — тогда еще — исполнилось четыре года, семья переехала в США, где отец мальчика получил место раввина реформистской синагоги. С девяти лет Эрик начал выступать в "пятицентовом цирке", как тогда назывались подобные заведения, и, возможно, на этом его карьерное развитие и остановилось бы, не заметь в 1899 году юного фокусника водевильный агент.

Экспозиция в Еврейском музее может похвастаться двумя дневниками Гудини, которые до этого публика ни разу не видела — они хранились в частных коллекциях. Одни из них датирован 1898 годом, когда к Гудини еще не пришла слава, другой в 1916 году вел уже известный мистификатор. Их роднит описание одного и того же фокуса — побег из окованного цепями ящика, помещенного в гигантский аквариум с водой.

Будучи тем, кого сейчас назвали бы ньюсмейкером, Гудини прекрасно понимал, что без медиа он никуда не денется. Перед каждым своим трюком он должен был непременно убедиться в том, что рядом дежурит оператор с камерой и пара фотографов. По словам Джеффа Тейлора, захватывающие шоу, которые он устраивал при большом скоплении народа, были идеальной рекламой: мол, хотите видеть больше — добро пожаловать на последующие выступления.

С 1919 года Гудини начал осваивать киноиндустрию, продюсируя фильмы и снимаясь в некоторых из них. Хотя его внешние данные вполне позволяли магу претендовать на роль героя-любовника, он играл в основном злодеев, разрабатывающих и осуществляющих дерзкий побег. Злодеями кино в те времена просто кишело: поскольку фильмы были немыми, сегодняшнюю мелодраму никто бы тогда не понял — зрителю нужна была зрелищность. А уж на этом Гудини собаку съел.

В Еврейском музее представлены и современные произведения искусства. Художница Джейн Хаммонд, например, написала картину, изображающую еще один знаменитый трюк Гудини — вытягивание изо рта связки игл. "Между искусством и магией есть определенная связь. Знаете, художники стремятся к тому, чтобы их творчество могло что-то изменить своим волшебством", — поясняет Джейн.

Несмотря на свю невероятную физическую силу, Гудини не был бессмертным. Он умер в 1926 году в канун Хэллоуина — через девять дней после того, как некий студент лично вознамерился убедиться в способности мага выдержать удар любой вилы. Гудини не успел собраться, и пара ударов кулаком в живот спровоцировала разрыв аппендицита, что позже переросло в перитонит.

Читайте также: Никулин: клоун, который всегда при галстуке

Тем любопытным, которые пришли в музей узнать секреты трюков Гудини, придется ограничиться лишь созерцанием его реквизита: придерживаясь условного кодекса магов, музей не разрешает посетителям заклядывать внутрь приспособений, использовавшихся Гудини, и не раскрывает техническую сторону его трюков. "Как только секрет раскрыт, фокус уже не выглядит таким впечатляющим, — справедливо замечает Рапапорт. — Все эти приспособления утратят свой шарм и загадочность, если мы будем рассказывать, как они работают".

Главные новости