Работа над ошибками: мир идет в Сирию через Сочи

Важным шагом на пути к выработке окончательной резолюции по сирийскому кризису стал состоявшийся в Сочи конгресс, в котором приняли участие несколько стран региона. Кроме того, заметное изменение позиций участвующих сторон дает еще одну причину надеяться на приближающийся мир. Например, те группы, которые даже не обсуждали возможность того, чтобы сесть за стол переговоров два года назад, приехали в Сочи для участия в конгрессе.

Ожесточенные споры и обмены мнениями имели место, но было ясно, что все заинтересованные стороны были готовы найти определенный компромисс.

После неудачных переговоров в Женеве переговоры в Астане и Сочи смогли компенсировать упущенное время и позволили сторонам сделать еще один шаг к решению проблемы. 

Однако определенные силы, которые скептически относились к переговорному процессу в Сочи, были рады тому, что переговоры имели довольно напряженное начало, особенно после того как несколько оппозиционных групп покинули заседание из-за разногласий по вопросу флага.

Это обстоятельство, конечно же, не означает, что переговоры потерпят неудачу, потому что оппозиционные группы, которые выступили против знамен режима Асада, попросили Турцию представлять их на переговорах, а также урегулировать процесс создания конституционного комитета.

Это важный шаг в плане продолжения переговоров по урегулированию. Не стоит говорить о том, что встречи между враждующими сторонами не дадут никаких результатов.

По этой причине переговоры между Россией и Турцией, которые представляют интересы режима Башара Асада и части оппозиции соответственно, смогут с большей вероятностью достичь плодотворных результатов.

Россия и Турция понимают и ценят важность дружбы и альянса. Поэтому в переговорах, проводимых под их эгидой, вероятность успеха более высока. Согласно сообщениям, на съезде в Сочи присутствовали более полутора тысяч делегатов.

В Сочи были приглашены представители сирийских правительственных властей, а также представители этнических и религиозных оппозиционных групп, за исключением террористических организаций. 

Ко всеобщему удивлению, сочинский конгресс завершился соглашением между воюющими сторонами. Опять же, именно Турция и Россия сделали окончательное совместное заявление возможным, а это имеет решающее значение для реального решения сирийского кризиса. 

Итоговое заявление является, возможно, одним из самых важных шагов, которые когда-либо предпринимались в отношении решения сирийской проблемы.

В заявлении говорится: "С этой целью мы договорились о создании конституционного комитета в составе делегации правительства Сирийской Арабской Республики, а также широко представленной оппозиционной делегацией для разработки конституционной реформы в качестве вклада в политическое урегулирование под эгидой ООН в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности". 

В документе также говорится, что в состав конституционного комитета войдут представители действующего сирийского руководства, оппозиции, а также сирийские эксперты, независимые лица, женщины и лидеры племен.

Было решено, что женщины должны быть представлены в правительственных и государственных учреждениях на уровне не менее 30%, и он должен впоследствии подняться до 50%.

Также указано, что в рамках Женевского процесса, проводимого под руководством ООН, будет достигнута окончательная договоренность в отношении мандата и полномочий, процедурных правил и критериев отбора для состава конституционного комитета.

Участники итогового заявления также призвали генерального секретаря Организации Объединенных Наций назначить специального посланника по Сирии для содействия работы конституционного комитета в Женеве. 

Тот факт, что на переговоры в Сочи были приглашены представители ООН и европейские союзники показал, что стороны находились в поисках именно глобального, а не регионального решения сирийской проблемы.

Великобритания и Франция, возможно, остались не особо довольны результатом, в котором главными игроками выступили Россия, Турция и Иран, поскольку амбиции Запада по защите своих интересов в Сочи не были учтены.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал после встречи, что ООН была проинформирована об итогах, а также выразил надежду на то, что результаты сочинской встречи помогут внести некое оживление в женевский процесс, и что ООН добьется результатов в соответствии с решениями, принятыми в Сочи.

Все эти шаги ясно показывают, что, в отличие от некоторых западных союзников, Россия не пытается быть в центре внимания и не преследует только лишь свои собственные интересы. Россия и страны региона как никто другой заинтересован в установлении мира в Сирии. 

Решительная позиция в отношении сохранения целостности Сирии стала одним из важнейших тезисов итогового заявления, принятого в Сочи. Вот некоторые основные моменты этого заявления:

"Сильная, единая, меритократическая и национальная армия, которая выполняет свои обязанности в соответствии с конституцией и самыми высокими стандартами [требуется].

Ее функция состоит в том, чтобы защитить национальные границы и население от внешних угроз и терроризма, в то время как институты разведки и безопасности должны обеспечить национальную безопасность, действуя в соответствии с конституцией, законом и правами человека для соблюдения верховенства закона. ... равное для всех гражданство независимо от религии, этнической принадлежности и пола ...

Только народ Сирии должен определить будущее своей страны демократическими средствами посредством всеобщих выборов. Защита национальных границ и равного гражданства, независимо от религии, этнической принадлежности и пола вне всяких сомнений имеют решающее значение для будущего Сирии".

Эти выдержки показывают, что создание кантонов или федеральных структур в стране допущено не будут, а террористическим группам, которые стремятся извлечь выгоду из разногласий в религии и этнической принадлежности, не будет дано никаких поблажек. 

Президент Владимир Путин, говоря о работе сочинского конгресса, сделал ряд важных замечаний о возможности Сирии вернуться к мирной жизни.

Говоря о столкновениях, которые продолжаются в стране с 2011 года, Путин сказал, что условия для закрытия этой трагической страницы в истории страны наконец появились. Действительно, очень важно, что страны-гаранты вмешались и достигли соглашения об основных принципах конституции, что знаменует собой важный шаг в процессе урегулирования сирийского кризиса.

Нет сомнений в том, что альянс трех дружественных союзников сыграл решающую роль в этом достижении. Три дружественные страны - Россия, Турция и Иран - представили разные стороны и показали, что найти золотую середину действительно возможно. 

Операция Турции в сирийском Африне, которая была проведена в сотрудничестве с Россией, стала проявлением решительности вопреки воли Запада и, в частности, США. Союз между Россией и Турцией, которая является членом НАТО, позволил предпринять необходимые и обоснованные шаги в отношении региона.

Сотрудничество между двумя странами также дало понять, что не все решения принимаются на Западе. Переговоры в Сочи и последующие шаги показали миру, что главным игроком по решению конфликта в Сирии является Россия.

Те шаги, которые предпринимает Россия после консультаций с Турцией, учитывают интересы и оппозиции в том числе.

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу провел личную встречу и шесть телефонных разговоров со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Такой интенсивный диалог связан с желанием двух союзников наладить позитивный и жизнеспособный мирный процесс в Сирии.

Надеемся, что Конституция, в которой представлены все группы сирийского общества, будет разработана достаточно быстро, и что страна будет восстановлена после зачистки территории Сирии от террористов.

Это станет возможным благодаря союзу региональных держав во имя спасения сирийского народа. Такой результат позволит утихомирить силы, которые стремятся контролировать всех, а также докажет неправоту тех, кто настаивает на разделении.   


Автор
Харун Яхья