С "Буком" все ясно, но какова роль "Су-25"

Источник: фотоархив Pravda.Ru

Практически одновременно нидерландская комиссия, занимающаяся расследованием катастрофы малайзийского "Боинга" над Донецком, и российский концерн "Алмаз-Антей" обнародовали свои выводы относительно того, что же на самом деле произошло в украинском небе. Кто же сбил самолет? Об этом в эфире Pravda.Ru рассказывает военный эксперт Игорь Коротченко.

 - Каких-либо серьезных выводов от нидерландской комиссии ждать не следует. Прежде всего потому, что они не приняли во внимание экспертные материалы концерна "Алмаз-Антей" — фактически единственной структуры, компетентной в вопросах, связанных с "Буками". А между тем в концерне проанализировали открытые материалы, связанные с обломками самолета, в том числе и нидерландские. Посмотрели поражающие элементы, ракурсы входных отверстий, все сгруппировали. И провели математические расчеты: какой ракетой, за счет какого формирования осколочного поля могло бы быть произведено подобное поражающие воздействие.

И зная особенности функционирования данного вида оружия, используя инженерные, физические расчеты, примерно определили район откуда произвелся пуск: встреча лайнера с ракетой произошла под определенным углом, и его можно рассчитать исходя из характера повреждений. В итоге четко установили, что это район, который в день катастрофы находился под контролем украинских военных.

И сам пуск производился из комплекса БУК М-1 и ракетой определенной модификации, которые в настоящее время стоят на вооружении только у украинских военных. В России подобных пусковых установок уже нет, данную модификацию перестали выпускать еще в 1999 году.

"Алмаз-Антей" не собирался делать никаких политических выводов, только математика, физика и особенности формирования осколочного поля. Данные о котором, к слову, впервые рассекретили только для того, чтобы установить истину.

И самое главное: концерн "Алмаз-Антей" провел реальный эксперимент, в ходе которого был осуществлен подрыв реальной ракеты ЗРК БУК вблизи реальной же кабины самолета. Результаты этого эксперимента были представлены 13 октября, также в день оглашения результатов работы голландской комиссии.

Хочу сразу сказать: если эта комиссия снова обойдет вниманием материалы экспертного заключения "Алмаз-Антея", можно будет со стопроцентной уверенностью говорить о том, что и выводы ее будут политически ангажированными. Только для того, чтобы вывести из-под удара Украину.

А разве вся возня вокруг сбитого на Донбассом "Боинга" не говорит об этом?

 - Конечно, говорит. Но я хочу обратить внимание на следующее: американские спутники засняли нашу авиабазу в Латакии, да так, что на снимках виден каждый самолет, легко можно определить их тип и чуть ли не бортовые номера. Зададимся вопросом: а где американские спутниковые снимки территории Донбасса в момент катастрофы малайзийского "Боинга"?

Над этим районом именно в тот момент пролетали целых два их спутника-шпиона. Американцы говорят: "У нас все есть, все доказательства вины ополченцев, но мы их никому не покажем".

Но если вы говорите, что во всем виновата Россия и ополченцы, тогда, как говорится: "Снимки в студию!" Но ведь не несут, и все тут!

Не показывают только потому, что американцы знают — самолет сбила Украина. Это первое. И второе: как бы действовала сама Украина, если бы я был на месте Порошенко и твердо знал, что моя страна здесь ни при чем?

Как?

 - Пригласил бы самую что ни на есть авторитетную международную комиссию на Украину и предоставил им допуск ко всем развернутым в районе Донецка пусковым установкам. И пусть они проводят самую тщательную экспертизу. Пусть сами убедятся, что стрельба из них не велась.

Все предельно просто: когда стартует зенитно-управляемая ракета с пусковой установки, на ней выгорает все лакокрасочное покрытие. Потом это твердотопливная ракета, и продукты сгорания — мельчайшие частицы гари, сажа — забивает все и вся. Закрасить, затереть все это практически невозможно. Если не стрелял — просто возьми и покажи всему миру! Украина этого не сделала.

Там вообще сказали, что в этом районе никого не было, хотя на этот счет есть данные российской спутниковой разведки. Есть также и данные российской радиотехнической разведки, которая четко зафиксировала, что в данном районе установка БУК была и работала, а на следующий день после катастрофы ушла из этого района. Все эти факты убийственны для Украины.

И, наконец, третий фактор, и он очень важен. Служба безопасности Украины изъяла запись всех переговоров днепропетровских диспетчеров. А вели они их не только с малайзийским "Боингом", но и с Генеральным штабом вооруженных сил Украины, вышестоящими органами управления воздушным движением Украины.

Какие звонки, какие команды были, кто и что говорил, наконец, что говорили между собой диспетчеры в момент катастрофы? Никто не знает, а это важнейшая улика для комиссии.

И сам диспетчер куда-то пропал…

— Пропал, тоже сейчас неизвестно где. Почему международная комиссия не требует от Украины предоставить эти материалы? Вся совокупность фактов говорит о том, что Украина совершила такое же преступление, как в свое время над Черным морем, когда огнем украинской зенитно-ракетной системы С-200 был уничтожен пассажирский Ту-154. До сих пор Украина не признала своей вины, никаких компенсаций российским родственникам погибших граждан РФ не осуществлено.

Отпирались украинцы до последнего.

— И отпираются до сих пор. Поэтому с учетом всех этих обстоятельств, мы однозначно говорим: в истории с малайзийским "Боингом" есть стопроцентный украинский след.

А как насчет версии о том, что его сбил военный самолет?

 - Это версия Следственного комитета, поскольку у них есть свидетель. Кроме того, российскими станциями РЛС был действительно зафиксирован полет украинского Су-25. Очевидно, что самолет присутствовал там.

Я лично склоняюсь к выводам, которые сделал "Алмаз-Антей". Какова могла быть роль Су-25? Либо он должен был сделать, грубо говоря, "контрольный выстрел", если поражение не носило фатального характера. Либо оказался там случайно. Либо была одновременная атака, этого тоже нельзя исключать. Мы можем только предполагать, потому что Украина засекретила все документы.

Кстати, хотел бы обратить внимание на важное обстоятельство. Когда был сбит Ту-154, пуск зенитной ракеты Украиной зафиксировал американский спутник. И американцы сказали, да, из такого квадрата был осуществлен пуск, в результате которого погиб данный самолет. А сейчас американцы словно воды в рот набрали.

Одним словом, вы все-таки склоняетесь к версии ракеты, запущенной с земли?

У меня все-таки базовое авиационно-инженерное образование. И я могу совершенно четко сказать, что выводы "Алмаз-Антея", научная компетенция людей, которые там работают и, самое главное, неангажированность выводов вызывают доверие. Думаю, что версия "Алмаз-Антея" на сегодняшний день единственно верная.

Что касается Су-25, то с этим надо еще разбираться. Возможно, пилот его должен был лично убедиться, что пассажирский самолет поражен надежно. Если бы самолет, скажем, продолжил полет, то он должен был бы подойти и добить. Вот и все.

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Беседовала