Иран — нам друг, и истина не против

Борис Долгов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН

Соглашение по ядерной программе Ирана достигнуто, но со многими оговорками, предварительными условиями и возможностью односторонней отмены договоренностей. Будет ли оно реализовано? В чем его плюсы и минусы для России? Как это может повлиять на геополитическую и экономическую ситуацию? Обрушатся ли цены на углеводороды? Возможно, Москве стоит подумать над созданием энергетического картеля с Тегераном? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал Борис Долгов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.

— Какие главные моменты договора Запада с Ираном?

— Это соглашение кардинально не изменит ситуацию. Это все-таки нечто промежуточное. Поскольку санкции с Ирана не снимаются сразу и одномоментно, поскольку само соглашение вступает в силу после того, как инспекторы увидят, что действительно Иран выполняет их требования, соблюдает наложенные на него запреты.

Важно, что договор предполагает целый ряд уступок со стороны Ирана в обмен на снятие некоторых экономических санкций, но с оставлением ряда санкций, которые будут действовать в течение нескольких лет. Остается так называемое оружейное эмбарго. В течение пяти лет Иран не может закупать современное вооружение. Остается западный запрет Ирану на ядерные исследования. Также Обама заявил, что не снимаются или снимаются только при других условиях санкции, которые были наложены в связи с якобы нарушением прав человека в Иране.

Иран должен обеспечить доступ представителей "шестерки" на ядерные, в том числе на военные, объекты. Потому что остается запрет на деятельность, даже научную, связанную с ядерной энергетикой. Если западные инспекторы не отметят этих нарушений со стороны Ирана, только тогда, после нескольких месяцев, будет запущен процесс снятия санкций. Поэтапный, опять же, процесс, который предполагает, что Запад в любой момент может заявить, что Иран не выполняет всех взятых на себя обязательств, и тогда автоматически приостанавливается снятие санкций. Иран также заявлял, что если санкции не отменят, то он, со своей стороны, тоже может выйти из этого соглашения.

В США, которые являются главным актором на этих переговорах, далеко не все одобрительно относятся к этому соглашению. Конгресс сейчас ушел на каникулы, поэтому не стоит вопрос о каких-то противодействиях этому соглашению, но, тем не менее, они могут быть в дальнейшем. Обама может наложить вето на запрет Конгресса, но он уже уходящий президент, хромая утка, поэтому такие действия ему очков не добавят. А как новый президент отнесется к этому соглашению — еще большой вопрос.

Стратегические союзники США в регионе от соглашения не в восторге. Главный союзник Израиль резко против этого соглашения, об этом заявил Биньямин Нетаньяху, а у Израиля достаточно рычагов для влияния на политику США. Это произраильское лобби в Конгрессе и практически во всех институтах власти США, они будут действовать. Израиль заявил, что он будет сам, в случае реализации этих соглашений, себя защищать. Монархии Персидского залива, прежде всего стратегический союзник США Саудовская Аравия, возглавляющая региональную организацию Совет сотрудничества государств Персидского залива, придерживаются такой же позиции.

Катар и все шесть стран, входящие в этот региональный институт, тоже не не одобряют соглашения. Саудовская Аравия уже давно считает Иран своим оппонентом, если не противником. Это прежде всего связано с сунито-шиитским противостоянием и общим политическим противостоянием в регионе. Продолжается и обостряется йеменский кризис, в котором Саудовская Аравия поддерживает движение хуситов, а их, в свою очередь, поддерживает Иран. Саудовская Аравия, наверное, попытается использовать это соглашение, чтобы оказывать на Иран большее давление. Все эти факторы ясно говорят о том, что это не полноценное соглашение, а, скорее, только предварительные договоренности, протокол о намерениях.

— Соглашение западных стран с Ираном вообще жизнеспособно?

— Большой вопрос — будет ли оно действовать, будет ли оно реализовываться? Заинтересован в этом соглашении, прежде всего, сам Иран. Ему нужно развивать экономику, которая действительно страдает от санкций, развивать связи с европейскими странами, которые тоже заинтересованы в развитии связей с Ираном. Но ЕС идет в русле политики США.

США — это все-таки не добрый дядя, который стремится к развитию демократии, соблюдению прав человека, процветанию всех стран. Увы, это иллюзия и миф. На практике мы ясно видим совершенно противоположное. США активно применяют разные технологии для борьбы со странами, которых они считают оппонентами или противниками либо режимы которых их не устраивают: технологии цветных революций, технологии управляемого хаоса и технологии мягкой силы.

Возможно, США пытаются сейчас воздействовать на Иран заключением этого соглашения, с тем чтобы постепенно демонтировать режим, политический строй, который существует в Иране. Это все ставит под большое сомнение жизнеспособность этого соглашения. Я не хочу быть каким-то черным пророком. Конечно, лучше всего было бы не только для Ирана, но и для всего мирового сообщества, кстати, для США и Израиля тоже, если бы эти соглашения действовали и давали свои плоды. Но то, о чем мы говорили, заставляет в этом сильно сомневаться.

— Возможно, США убедились, что сейчас Иран нельзя продавить цветной революцией или какой-то внешней силой, и решили открыть шлюзы для того, чтобы внедрить туда НКО, НПО и воздействовать таким образом?

— Да, вполне возможно…

— Еще прозвучало мнение в американской прессе, что это соглашение увеличит гонку вооружений, что это выгодно для производителей оружия в США, поскольку сейчас возрастет спрос на обычные виды вооружений. Будут вооружаться страны, так сказать, суннитского направления, Саудовская Аравия будет вооружаться, Израиль, для того чтобы противостоять мощи Ирана, которая будет в связи с отменой санкций возрастать. То есть это выгодно именно военно-промышленному комплексу США.

— Я так не думаю, поскольку это слишком надуманная теория. Оружейный бизнес и так идет достаточно хорошо, а делать вывод, что в результате этого соглашения возрастет гонка вооружений в регионе, это, по крайней мере, как-то нелогично. Проконтролировать любой объект и сейчас они могут, но по запросу.

А вооружение для Израиля и так идет со стороны США, осуществляется поставка. Цель США — поставлять современное вооружение Израилю, с тем чтобы Израиль был всегда на порядок мощнее, чем его соседи. Израиль для США — это даже больше, чем стратегический союзник, это государство, которое фактически, как некоторые говорят, является еще одним штатом.

Защита Израиля - для США приоритет внешней политики. Несмотря на какое-то охлаждение отношений между Нетаньяху и Обамой, все равно произраильское лобби мощнейшее в США. Банковское лобби, лобби в сенате, лобби в госдепе - везде оно присутствует и активно действует. Есть произраильские организации в США. И поэтому вне зависимости, подписано это соглашение или нет, оружия будет поступать столько, сколько нужно, чтобы обеспечить приоритет вооружения Израиля над всеми соседями.

— Российская делегация участвовала в переговорах. Какова была ее роль? И какие плюсы-минусы намечаются для нас в случае снятия санкций?

— Роль России достаточно большая. Министр иностранных дел Лавров очень активно участвовал в этих переговорных процессах и активно влиял на достижение соглашения в той мере, в какой Россия имеет возможность влиять на эти переговоры и на международную ситуацию в целом. Но повторюсь, главным игроком являются все-таки США. Если соглашение будет действовать, для России это позитивный момент.

Поскольку снятие санкций с Ирана предполагает импульс для развития масштабного сотрудничества. Можно будет нормально работать с Ираном. После пяти лет могут возобновиться поставки вооружений. В принципе, они и сейчас возможны, но в определенных пределах. Есть опасения наших нефтегазовых компаний, что выход на рынок Ирана снизит цены на нефть, появится еще один конкурент в поставках нефти. Но России давным-давно пора уже слезть с нефтегазовой иглы. Ориентироваться на цены на нефть в своей экономике и политике — это нонсенс для такой страны, как Россия.

— Побольше бы конкурентов?

— Да, побольше бы конкурентов. Нам надо развивать инновационные проекты, новые технологии, о чем говорят, кстати, наши известнейшие экономисты. Нынешнее положение некоторые наши руководители ВПК считают полуколониальной позицией в политике и экономике. И это действительно так, потому что продавать нефть и газ, другие природные ресурсы и покупать промышленные товары — явный признак колониальной экономики. Давно пора уже от этого отказаться. Об этом говорят уже на протяжении лет пятнадцати, но воз и ныне там.

На мой взгляд, выход Ирана даже на мировой рынок не грозит какими-то катастрофическими последствиями, поскольку рынок очень большой, а нефтегазовые ресурсы Ирана сравнительно невелики. Надо вспомнить, что о газовом картеле по типу ОПЕК говорится давно — уже лет семь с Ираном, с Венесуэлой и другими странами. Для России хватит покупателей российской нефти. У России сейчас соглашения на огромные объемы с Китаем. Ориентация на Восток — это правильная политика. Поэтому даже если будут какие-то издержки, то это будут мелкие издержки именно для каких-то корпораций, а не для России в целом.

А внешняя политика не должна обслуживать нефтяные монополии, это неправильная политика. Государство должно ориентироваться на свои национальные интересы, а не на интересы каких-то конкретных монополий. Поэтому если соглашение все-таки будет работать, то для России это будет позитивный момент. Иран сейчас строит достаточно светское развитое общество. Молодежь активно изучает русскую культуру, русский язык. На кинофестивалях иранские фильмы завоевывают призы… Россия и Иран — объективные союзники. Нам нужно развивать отношения.

Читайте также:

"Самое опасное — ядерное противостояние РФ и США"

Обама не верит ни себе, ни Ирану

Восток — дело тонкое. Особенно Ближний…

В каких странах больше всего ненавидят США

"Евразия, которую мы знали, умерла"

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Беседовала