Украина: премьер ушел вместе с правительством

Украинский премьер Николай Азаров 3 декабря подал заявление об отставке, которая тут же была принята президентом Януковичем. Какие изменения могут произойти в высшем эшелоне государственной власти Украины, как это может отразиться на ее внешней и внутренней политике?

Заявление главы украинского правительства об отставке стало неожиданностью для большинства наблюдателей. Дело в том, что согласно реанимированной решением конституционного суда Конституции в редакции 1996 года, премьер не обязан слагать свои полномочия перед новоизбранным составом парламента, как это принято в большинстве стран с парламентской или даже смешанной формой правления. То есть, Николай Янович, в принципе, мог продолжать свои обязанности вплоть до конца полномочий самого Януковича в 2015 году и даже дольше, если бы президенту удалось переизбраться на второй срок.

Читайте также: Янукович в Москве: революции не случилось

Теперь же у главы государства могут появиться некоторые сложности. Ведь если наличного "первого министра" переутверждать в Верховной Раде не надо, то новоназначенного таки придется. Между тем, устойчивого депутатского большинства у Партии Регионов нет даже с учетом якобы "внепартийных" "самовыдвиженцев" по мажоритарным округам, избранных при тесной поддержке власти. Если договориться с остальными, более независимыми бизнесменами соратникам Януковича не удастся, им останется лишь идти на поклон к коммунистам.

Члены КПУ, в принципе, не против в очередной раз помочь "регионалам" по принципу "враг моего врага (то есть — оголтелых националистов) — мой друг". А тем более — за более весомую благодарность, например, в сохранении за "соратниками Ильича" контроля над весьма прибыльной таможней, чей глава, ставленник КПУ Игорь Калетник был уволен на днях президентом в связи с желанием работать в парламенте. Однако вполне официально попросил последнего оставить в руководстве таможни всю прежнюю калетниковскую "команду" — что, понятным образом, поможет ему по-прежнему иметь влияние на этот орган.

Но, конечно же, главным фактором смещения Азарова называют факторы внутри самой правящей команды. Если коротко, то внутри нее президент создает "личную гвардию", расставляя на ключевых должностях не просто соратников, но "членов семьи", понимаемой, конечно, не в узком смысле родственных связей. Хотя родственный компонент отчетливо прослеживается, например, в назначении нового главы Национального банка Украины Сергея Арбузова, личного друга сына Януковича Александра.

Именно Арбузова большинство аналитиков прочило в возможные преемники Азарову. Который хоть и был связан с президентом многолетними деловыми отношениями — но в "ближний круг" явно не входил. Ведь Николай Янович, кстати, выпускник МГУ — не просто опытный чиновник, но и незаурядный политик,между прочим и создавший правящую ныне Партию Регионов. Это потом лидерство над этой самой влиятельной политической силой на Украине перешло к Януковичу. И хотя теперь уже бывший премьер всегда "знал свое место" и не пытался играть свою игру (как это делала, например, Тимошенко при Ющенко), но, видно, ему все-таки предпочли человека, более крепко завязанного на "семью" главы государства.

Читайте также: Экономной Украине семь верст не крюк

Кроме того, процедура отставки главы правительства автоматически ведет за собой отставку и всех министров. Вообще, президент и так мог уволить каждого из них в любой момент и не утверждать в парламенте кандидатуру нового чиновника. Однако некоторые отставки "по Указу президента" могли бы иметь более знаковое значение, чем уход министров "оптом" с последующим назначением на их места других людей.

Например, весьма важным представляется повторное назначение (или отказ от него) министра образования и науки Дмитрия Табачника, практически в одиночку ведущего серьезную и заметную работу по искоренению в украинском образовании былого акцента на пещерный национализм и зоологическую русофобию. Сколько раз министра "серьезно предупреждали" о возможной отставке под чаще высосанными из пальца предлогами не счесть. Но он все же оставался во главе ключевого гуманитарного министерства. Займет ли он свой пост вновь, покажет ближайшее будущее, и уже по одному этому можно будет сделать далекоидущие выводы в плане реальных действий по усилению украино-российской дружбы либо же в очередном "вперед, на Запад!"

Как и в прежние времена, геополитический выбор Украины неустойчив, как флюгер на переменном ветру. Так, помимо дежурно-ритуальных заклинаний о "верности курсу на евроинтеграцию" из уст топ-чиновников, группа влиятельных экспертов и политиков обратилась к руководству Госдумы России с письмом, где выражены "озабоченность" слабым уровнем межгосударственных отношений. В числе прочего там говорится и о желательности "нахождение эффективных путей ускорения и углубления интеграционных процессов между нашими странами и в целом на постсоветском пространстве (в рамках Единого экономического пространства и в перспективе — Евразийского экономического союза). Правда, Таможенный Союз, по видимому, все еще является "табу" даже для действительно пророссийских политиков Украины.

Разумеется, и остальные выводы относительно стратегического курса официального Киева во внутренней и внешней политике можно будет сделать лишь после выдвижения конкретного политика в премьеры, обстоятельств его утверждения в Раде, и, конечно же, персонального состава нового Кабинета Министров. Так что, нам остается подождать несколько дней для более полной информации и ее анализа.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"