Школьная форма - быть или не быть?

Российских школьников могут переодеть в единую ученическую форму уже в 2015–2016 годах. Министр торговли и промышленности Денис Мантуров сообщил, что "молодые российские дизайнеры" образцы такой школьной формы уже создали. А как влияет школьная форма на психологическое состояние учеников и на успеваемость? И вообще, какие за и против этой инициативы? На эти вопросы отвечают эксперты Pravda.Ru.

Сам Мантуров, судя по сообщениям СМИ, рассчитывает, что технический регламент на школьную форму будет принят уже в 2014 году. По словам министра, в этом техрегламенте будут прописаны требования к качеству, к составу тканей, которые будут использоваться в пошиве школьной формы, к фасону и так далее. "Это сделано и в других странах мира, мы здесь не проходим какой-то путь первыми, мы используем опыт наших коллег", — приводит многочисленная пресса слова министра.

Мантуров, судя по его высказываниям, категорически приветствует опыт регионов и школ, которые уже ввели у себя единую форму. Мол, унификация одежды поможет многим родителям не ломать голову о том, как одеть ребенка. "Важно, чтобы дети могли носить комфортную красивую форму, которая для всех слоев населения едина", — сказал министр.

По его мнению, уже в этом году будет принято соответствующее решение, в том числе и на законодательном уровне, и на уровне технического регулирования, чтобы обеспечить заказы для российских предприятий от школ, от муниципальных образований и так далее. То есть информационным поводом для откровения министра было не само появление формы у учеников, а то, что ее будут шить отечественные предприятия. Ну что ж, это все-таки и заказы, и рабочие места, и так далее…

Читайте также: Вместо гранита науки — чугун школьных реформ

Правда, министр не уточнил, каким именно образом будет определяться отечественное происхождение школьной формы. Исходя из видимого невооруженным глазом расслоения российского общества, никто не может дать гарантию, что кто-то из учеников не будет носить дорогую форму "от Кардена", пошитую, например, в Европе. А кто-то — "от Лю Пина", то есть тоже заграничную, но только дешевую китайскую… Школьников обяжут показывать учителям чек на пошив формы в местном ателье или как?

Вообще-то президент России Владимир Путин еще в 2013 году поручил правительству детально проработать соответствующий вопрос о законодательном введении в России школьной формы. Как писали в то время СМИ, дискуссия о форме одежды учащихся была как бы спровоцирована неким конфликтом на Ставрополье, когда администрация одной из школ обязала учениц снимать хиджабы при посещении уроков. Весьма частная ситуация переросла в общероссийскую.

Министр Мантуров, судя по прессе, преподносит введение единой школьной формы в обозримом будущем почти как свершившийся факт. Хотя никаких особо заметных общественных дискуссий по этому поводу, если не ошибаюсь, не было, даже в интернете. А прислушаться к мнению общественности по этому вопросу не мешало бы… Правда, на сайтах отдельных российских школ такие обсуждения все-таки есть. Приводятся аргументы "за" и причем обычно столько же "против". Но единого родительского или ученического мнения — нет!

Мнения экспертов, которых "с пристрастием" опросил корреспондент Pravda.Ru, отличались друг от друга, как небо и земля. Приведем только некоторые, самые, так сказать, красноречивые.

Влияет ли школьная форма на психологическое состояние учеников? Каковы аргументы за и против? И не будет ли это некой уравниловкой, ведь имущественное положение семей самое разное? Такие непростые были заданы вопросы.

"Мои дети не ходят в школу, для меня этот вопрос не стоит, — рассказал Pravda.Ru президент Ассоциации детских психологов, детский врач и психолог, отец пятерых детей Александр Кузнецов. — А в целом, как это влияет на психологическое состояние учеников? Если ребенок одевается в школу, как хочет, то, как раз-таки, возможен случай, когда дети из бедных семей чувствуют себя более ущербными, чем дети из богатых семей. Хотя, это все решается на уровне устава школы, то совершенно не обязательно прибегать к таким мерам, как всем ходить в одинаковом.

Читайте также: Александр Кузнецов: Введение школьной формы является еще одним шагом в сторону уравниловки

В целом, это дополнительный шаг в направлении уравниловки. У нас и так школьная система страдает от того, что учеников "чешут" под одного "среднего" ребенка. Несмотря на то, что он, может быть, выше среднего или ниже среднего уровня. Я уже не говорю об индивидуальных учебных планах и индивидуальном подходе. Это трудно реализовать в рамках отдельного класса в 30 человек. Но тем не менее, возможно, и к этому нужно идти. Сама по себе единая школьная форма очень плохо не повлияет на учащегося, на формирование его личности, но это дополнительный плюсик в сторону уравниловки. Китайская модель: будь, как все! И соответственно, "я" — последняя буква в алфавите.

Я сторонник развития индивидуальных способностей, индивидуального подхода к ребенку, и в целом мне не очень нравится идея единой школьной формы. Каждый ученик индивидуален. И я сторонник не коллективизма, а индивидуализма в большей степени. Хотя, наверное, многие со мной не согласятся…"

А вот что считает директор школы "Наследник" Любовь Духанина, поделившаяся своим мнением с Pravda. Ru:

"Во-первых, я бы перепроверила информацию о возможном введении школьной формы (перепроверил, и не один раз! — А.М.)… Школьная форма особое влияние оказывает на детей начальной школы, она является для них организующим моментом. И дети с радостью ее носят, для них это атрибут, особенно для первоклассников, который говорит о том, что они уже не дошколята, а первоклассники, что они пошли в школу.

Читайте также: Любовь Духанина: Сегодня никого уже нельзя заставить ходить строем

Что касается детей средней и старшей школы, то они уже хотят более демократичного способа выбора школьной одежды, чтобы у них была возможность выбирать фасон, цвет. И поэтому школы, в которых форма действует, обычно этот вопрос обсуждают с детьми, с родителями — и приходят к какому-то варианту выбора школьной формы. Так складывается практика на территории нашей страны.

Когда мы начинаем массово вводить школьную форму, возникает большое количество проблем, связанных с тем, что не каждая семья может купить себе форму в силу ее высокой стоимости. Родителям не хватает информации о качестве формы, потому что от того, в какой одежде ходит ребенок, зависит его здоровье. А здоровье, в свою очередь, сказывается и на интеллектуальной деятельности, и на успешности, да и в целом на физическом развитии.

Поэтому нам необходимо выстроить еще и систему информирования родителей о качестве школьной формы, также необходимо создать систему, в некоторых регионах уже создаются элементы системы поддержки низкоресурсных семей в части финансирования оплаты школьной формы для детей из таких семей.

Проблема состоит вот в чем: конечно, можно сказать всем, что вы сегодня… ходите строем! Но уже сегодня ходить строем никто не будет в нашей стране. Люди уже привыкли к демократическим формам управлениям, к возможности выбора, и конечно, не нужно лишать этого нашу школу и наших детей.

Но важно приучать детей к пониманию того, что в различные места мы ходим в различной одежде. Допустим, если мы плаваем в бассейне, то это, как правило, купальник-плавки. Если мы идем в официальное учреждение, то и надеваем официальную одежду. И в этом смысле формирование вкуса, культуры у ребенка через дресс-код — очень важная задача. Вообще-то нынешние старшеклассники чаще предпочитают деловой стиль одежды.

При этом нужно учесть сегодняшние реалии, когда люди привыкли к выбору, и нынешние дети учатся осуществлять свой выбор достаточно рано. Если в начальной школе это организующее начало и это действительно важно, то средняя и старшая школа здесь уже необходимо советоваться с подростками, с их родителями. Но окончательное право выбора школьной формы оставить за образовательным учреждением…".

Как видимо, сколько педагогов и психологов, столько и мнений. А что думают сами дети? Не хотя далеко, попытал (в смысле спросил, не подумайте чего) собственных. Все-таки их у меня четверо. Старшие, правда, уже выросли, и в обычную школу "без уклонов" ходили в 90-х и "нулевых" без всякой формы — время было такое, не до "Карденов" и не до школьных "мундиров". Лишь бы чистое и опрятное.

Но младших сыновей, учеников девятого и шестого класса, удалось все-таки увлечь некой игрой и убедить написать все за и против формы. И вот что получилось.

Читайте также: Школьники спасут отечественный легпром

Итак, за. Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует (может, вспомнили, как их папаша, то есть я, носил военный мундир капитана III ранга, когда они были еще совсем маленькими). Коллективизм воспитывается. Единая форма все-таки ограничивает возможность конкуренции между учениками (и, конечно, их родителями) в одежде. Снижается хотя бы чисто зрительная, визуальная разница между учениками из семей различного достатка. Если будет единая форма, то всяко она будет "не вредной для носки", то есть (в переводе на "взрослый") она будет соответствовать определенным санитарно-гигиеническим требованиям.

От себя добавлю: если ввести единую форму, то её производство в принципе можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей.

А теперь аргумент против. Единая форма — это уравниловка. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения. Требование строгого соблюдения формы может при желании произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников. Единая форма может быть для кого-то дешевой, а для кого-то и слишком дорогой, ведь семьи все разные. И еще: в конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно (это, между прочим, написал во время этой деловой игры мой шестиклассник, ну вот, научил грамотея на свою голову…).

На сем я своих отроков отпустил с миром. И они пошли готовиться к завтрашней школе, гладить форму. Ведь в гимназии, где они оба учатся, форма (симпатичная, между прочим) введена с самого первого класса… Но их мнение, как мне кажется, нужно учитывать — все-таки тоже граждане России.

Читайте также: Школьная форма разоряет родителей

Ну и в заключение — несколько строк из истории вопроса. Так сказать, для полноты картины. В России история школьной униформы началась в 1834 году, когда была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году.

В 1918 году гимназическая форма была признана буржуазным пережитком и отменена. В 1948 году в период всеобщего "обмундирования" школьная форма вновь стала обязательной. Первоначально новая форма была очень похожа на дореволюционную. Стиль советской школьной формы был модернизирован в 1962 году, и с тех пор менялся каждое десятилетие. Имелись и некоторые различия в разных советских республиках.

Мальчики обычно носили темные брюки и куртки, девочки — коричневые платья с черными фартуками и бантами (в особых случаях они надевали белые фартуки и банты). Думаю, что хотя бы некоторые наши читатели этот период помнят лично…

Члены пионерской организации, к которой принадлежали почти все школьники до 14 лет (возраста вступления в комсомол), носили красные галстуки. Для уроков физкультуры имелась специальная спортивная форма. В начале 1980-х годов для девочек был введен темно-синий костюм-тройка, а строгие правила в отношении стрижки были ослаблены. В 1992 году обязательная школьная форма была отменена там, где она еще к тому времени сохранилась. Ну, а ситуацию сейчас — сами знаете…

Ну и по традиции — а как у них? Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена и после принятия независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке, Кипре и Гонконге. Во Франции единая школьная форма существовала в 1927–1968 годах. В Польше — до 1988 года. В Бельгии школьная форма есть только в некоторых католических школах, а также в частных школах, основанных британцами. Типичная одежда — брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.

В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о её введении. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой так как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена Третьего рейха школьники не имели единой формы — они приходили на занятия или в повседневной одежде, или в форме гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций).

В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений. Для большинства средних и старших школ Японии школьная форма является обязательной. Хотя, да не обидится на меня микадо, чёрные пиджаки у мальчиков и матроски у девочек являются всего лишь копией британской военно-морской формы начала XIX века…