Сколько стоит госконтракт?

 

Очередной скандал случился там, где его и не  ждали. 27 сентября в минздраве должны подвести итоги конкурса на исполнение госконтракта по разработке нового официального сайта ведомства. Но сенатор Руслан Гаттаров неожиданно попросил отменить этот тендер или хотя бы снизить стартовую цену с 25 миллионов рублей до "вменяемой". Минздрав отказался. 

Читайте также: Хинштейн: 25 млн рублей - высокая, но не окончательная цена сайта минздрава

Корреспондент "Правды.Ру" решил выяснить в чем суть этого конфликта. Итак, в конце августа минздрав объявил конкурс на исполнение госконтракта на разработку и ввод в эксплуатацию нового сайта. Глава комиссии по информационной политике Совета Федерации Руслан Гаттаров попросил отменить этот тендер.

В качестве альтернативы отмены конкурса Гаттаров предложил пересмотреть начальную цену контракта. Его аргумент заключался в том, что эта сумма завышена. В материалах, которые сенатор прислал по нашей просьбе в редакцию "Правды.Ру" говориться:

"Проведенный экспертами Комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества анализ технического задания по аукциону показал, что цена является завышенной. Так, новый сайт Совета Федерации, обладающий сравнимым функционалом, обошелся бюджету в 5 раз дешевле — 5 миллионов рублей. В части доводов о необоснованности начальной цены была приведена статистика падения стоимости контрактов на других аукционах министерства в этом году. Понижения были либо очень значительными, вплоть до 10-кратных (июнь 2013, с 903 до 92,9 миллиона рублей), либо его, по сути, не происходило — и контракт заключался на основании единственного предложения (май 2013, 593 и 590 миллионов соответственно)".

В ответ на письмо сенатора Гаттарова пресс-секретарь минздрава Олег Салагай заявил , что стоимость контракта все же может быть "существенно снижена" в ходе торгов.

Прояснить и конкретизировать позицию пресс-секретаря минздрава не представляется возможным, потому что в самый разгар полемики по тендеру он внезапно ушел в отпуск. Ну, что же трудовое законодательство позволяет работающим гражданам уходить в отпуск и брать больничные листы по мере необходимости. 

"Однако вечером того же дня неназванные представители министерства в разрез с утренним заявлением высказали через СМИ уверенность в том,что цена в 25 миллионов за сайт является необходимой. Они сослались на достаточно абстрактные аргументы, в том числе указав на необходимость выдержать официальный дизайн ресурсов правительства РФ, создать облегченную версию сайта, добавить "встроенные средства обработки фото — и видео-материалов и другие функциональные возможности"- говориться в присланных Гаттаровым материалах.

"Такая несогласованность позиций наводит на мысли о борьбе групп интересов внутри министерства. Кроме того, ни одно, ни второе заявление не снимают вопроса об ограничении конкуренции: из-за завышенной стартовой цены размер связанной с ней обеспечительной заявки слишком велик для многих потенциальных участников конкурса. В мою приемную уже поступило письмо от одной из московских компаний-разработчиков, участвовавшей в создании сайта президента России (kremlin.ru), где выражается подкрепленная расчетами готовность выполнить работы по контракту за 10 процентов от начальной стоимости — за 2,5 миллиона рублей. Однако размер обеспечительной заявки не позволяет компании принять участие в конкурсе. Таким образом, политика минздрава может привести к очередному случаю неэффективного расходования бюджетных средств.

Читайте также:   Герман Клименко: стартапы отжили свое

Директор и владелец компании LiveInternet, президент Ассоциации развития электронной коммерции (АРЭК) Герман Клименко имеет на это счет свое мнение.

"На самом деле определиться с ценой сайта невозможно. Это как построить дом за такую-то сумму. Если мы не знаем размера этажности, количества необходимых подвалов, то очень сложно. Но, есть какой-то здравый смысл и он говорит вот о чем. Давайте возьмем 25 миллионов рублей и разделим их на два, потому что это налоги, мы все время забываем о них: финансовое налогообложение. То есть останется 12 с половиной миллионов рублей. Дальше мы вычтем оттуда 2.5 миллиона, это должна быть прибыль компании. То ест у нас останется 10 миллионов рублей, все равно сумма пока большая.

Дальше, мы должны понимать, что в отличие от сайта компании какой-нибудь по утилизации металлолома у сайта должна быть в любом случае, это не обсуждаемая вещь, серьезная защита и безопасность от дос-атак. Мы не обойдемся виртуальным хостингом за 10 долларов у любой из наших хостинговых компаний. Соответственно, это затраты на сервера, на программные решения и еще что-то. Если мы обратимся к прайсам Артемия Лебедева, или Владимира Липки, или иных достаточно крупных студий, у которых есть опыт работы с крупными компаниями, мы внезапно выясним, что у них ценники начинаются, условно говоря, от 100 000 долларов. Причем это на изготовление весьма простеньких решений. Сайт минздрава, скорее всего это какая-то внутри корпоративная история для почты, для уведомлений, для прочего.

— А, почему ваша ассоциация не участвует в этом тендере?

— Почему я, например, не участвую в этом тендере, ответ очень простой. В формальном режиме когда я сдаю коммерческому заказчику, я вот эти 10миллионов рублей, которые остались, трачу на программистов. В случае с госконторой, где-то треть этих денег, а может быть и больше уйдет на документирование и на оформление именно юридических аспектов, то есть право обладание. То есть, у меня добавится к работе программистов еще процентов 30, грубо говоря, до программистов дойдет еще меньше денег, 6 миллионов рублей, а 4 уйдет на некий документооборот, который связан с государственной деятельностью, который неизбежен, об этом все забывают. Мы, по сути должны поставить под это проект вагон документации, который на самом деле толком никто не умеет делать.

— Герман Сергеевич, а вы когда-нибудь принимали участие в тендерах на госзаказ?

— Один раз 10 лет назад я согрешил — взял госконтракт небольшой проклял все на свете и больше за это не берусь. Не очень понятна структура затрат, но тем не менее уже не поражает воображение, потому что коммерческие затраты: министерство, банк — это примерно одинаково. То есть мы знаем, что банки тратят на сайт и по — больше денег. Поэтому здесь какой-то сумасшедшей цифры я не вижу.

Свою позицию по этому вопросу "Правде.Ру" высказал и заместитель председателя комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн.

"Безусловно, цена в 25 миллионов вызывает некоторый вопросы, потому что стоимость разработки и содержания интернет — ресурса явно ниже. Но в тоже время мы должны понимать, что здесь не существует какой-то единой цены, не может ее существовать, все равно, как если мы скажем, что в одном ведомстве машину купили дешевле, в другом дороже.

То есть интернет-ресурс, интернет-портал цена зависит, безусловно, от тех функциональных задач, которые перед ним ставятся. Поэтому, он может стоить дорого, если это сайт, который включает в себя и большой объем информации и различных опций.

Но смысл и суть аукциона заключается в том, чтобы достичь оптимального соотношения цены и качества, поэтому цифра, которая называется, она в любом случае является лишь стартовой. Затем на аукционе эта цена несомненно будет снижаться за счет предложений со стороны участников. Вопрос лишь в том, что необходимо обеспечить также прозрачность при проведении самого аукциона. Нужно постараться избежать каких-либо нарушений антимонопольного законодательства, искусственного отсечения конкурентов и обеспечения выигрыша своей компании. Я надеюсь, что этого не произойдет, учитывая публичность, которая сегодня вокруг этого аукциона уже есть. Поэтому итоговая цифра, будет, ее и будем уже обсуждать.

— Как на ваш взгляд может развиваться ситуация дальше?

— У коллеги Гаттарова есть возможность обратиться в компетентные органы, в частности в федеральную антимонопольную службу, на которую возложены полномочия по контролю за соблюдением закона, в том числе, в сфере госзакупок и пусть тогда коллеги дадут свою оценку. Кроме того у коллеги Гаттарова я тоже не вижу проблем обратиться к руководству минздрава с тем, чтобы были продемонстрированы расчеты, почему стоимость портала составила именно такую сумму.

— И все-таки, как быть тем компаниям, которые не обладают большими средствами для обеспечительной заявки, но вполне могли бы по своим профессиональным качествам участвовать в тендере?

— Условия аукциона, на самом деле, предусматривают внесение какого-то процента от стартовой стоимости, как правило, это сумма порядка 10 процентов.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество" 

А что вы думаете о борьбе с экономической и государственной коррупцией в России? Работает ли Федеральный Закон №273 о коррупции в России, и если не работает, по почему? Если ли у вас план противодействия коррупции в России? Поделитесь этим планом или предлагаемыми вами методами в коментариях ниже.