Вождение развивает подсознательные реакции

Как выяснили учёные, подсознательные реакции у опытных водителей лучше развиты за счёт более активной работы нейронных цепей правого полушария головного мозга. А ведь это полушарие отвечает ещё и за интуицию.

Хорошая новость для мужчин, у которых преимущественно развито левое "логичное" полушарие мозга. Но всем ли полезно вождение автомобиля? Увы, у левшей и женщин дела с безаварийностью обстоят не очень.

Работу мозга водителей недавно проанализировала одна группа исследователей из США. Причём, что особенно важно, речь шла об усиленной работе именно правого полушария, которое больше ответственно за интуицию и подсознательное принятие решений в ходе наших поступков.

По большому счёту, последнее является неотъемлемым компонентом любой по-настоящему профессиональной деятельности. Не каждый из нас является автомобилистом, но на велосипеде умеют ездить почти все. Давайте вспомним, как мы чувствовали себя на двухколесной машине поначалу: сплошные судорожные движения рулём в попытках удержать равновесие, падения, синяки.

А потом велосипед покорился, став удобным и послушным. На нём стало можно ездить, наслаждаясь окружающим видом, практически не следя за рулём. А всё потому, что в нашем мозге сформировались двигательные подсознательные стереотипы, позволяющие управлять транспортом, практически не подключая к тонкостям этого процесса сознательную сферу — ее роль взяло на себя подсознание. Преимущественной локализацией которого и является правое полушарие.

Понятно, что езда на автомобиле требует от водителя большей ответственности и профессиональных автоматизмов. Да, из машины просто так не выпадешь, но и скорость движения там на порядок выше. Чуть зазевался, и ты ты уже нарушил правила дорожного движения. Поэтому действительно опытные водители большую часть своей работы делают на автомате — это обеспечивает более высокую безаварийность движения, чем формальное знание того, как следует поступать в той или иной ситуации.

Криминалистам и судебным экспертам давно известен факт, что самое безопасное место в машине находится позади водителя. Потому что в подавляющем большинстве случаев перед столкновением он выводит руль так, чтобы максимально обезопасить именно себя. При этом, увы, подводя под самый опасный удар сидящего рядом с ним пассажира. Это даже не считается отягощающим вину обстоятельством — все понимают, что речь идет о подсознательном срабатывании инстинкта самосохранения, и обвинять человека в принятии осознанного неправильного поступка нет никаких юридических оснований. А реализуется этот инстинкт именно через подсознательно-интуитивные механизмы правого полушария.

Стоит заметить, что мужчины в жизни больше опираются на логику, связанную с левым полушарием, а правое полушарие мозга доминирует у женщин. Именно отсюда берут корни шутки насчет женской логики. Хотя на самом деле, они мудрее своих кавалеров как раз за счет более развитой интуиции.

Получается, что вождение автомобиля помогает мужчинам более гармонично развивать оба полушария своего мозга? Воистину, перефразируя классиков, "автомобиль — не роскошь, а средство для повышения интуиции". И, как знать, только ли для чисто водительских задач идет развитие последней у автомобилистов? Интуитивные решения важны и во многих других сферах жизни, в том числе и межчеловеческих отношениях.

И всё же, рекомендовать водить авто в качестве универсального средства для тренировки интуитивных возможностей правого полушария, наверное, не стоит. Поскольку есть совершенно противоположные научные выводы.

Левши нарушают правила чаще

Так, оказалось, что водители с преимущественно развитой левой рукой значительно чаще нарушали правила дорожного движения и попадали в аварии, чем правши. Одно из объяснений: современный автомобиль якобы создан именно под правшей, а потому, кроме них, за рулем никто комфортно себя не чувствует. Но если бы это было действительно так, то ситуация была бы зеркальной в странах, где машины выпускаются с правым рулем, тех же Великобритании и Японии, например.

А, может, все дело именно в том самом правом полушарии? Ведь наш мозг управляет конечностями перекрестно: за левую сторону отвечает правая его часть, а за правую — левая. Вот и получается, что у левшей правое полушарие и так перегружено, а тут ему еще приходится создавать нейронные цепочки для целого ряда важных водительских стереотипов. В итоге, в критической ситуации мозг интуитов-левшей зависает, когда менее загруженное правое полушарие логиков-правшей все еще способно принимать правильные подсознательные решения.

Шутки про женщин за рулём

В связи с этим снова уместно вспомнить, что женщины, по умолчанию, тоже имеют доминирование правого полушария. То есть, оно у них работает интенсивнее даже тогда, когда они являются добропорядочными правшами. И это полушарие тоже может критически перегружаться в аварийной обстановке, требующей мобилизации всех интуитивно-подсознательных ресурсов.

Не отсюда ли многочисленные шуточки о женщинах за рулем? Вплоть до народного знака на автомобиле в виде женской туфельки в треугольнике. Дескать, водители, будьте осторожны, за рулем не мужчина, не лихачьте.

Так что, как и любое лекарство, управление автомобилем для стимуляции интуитивных способностей, полезно отнюдь не всем. Что, конечно, не означает какой-то роковой неприспособленности автомобиля для тех, у кого правое полушарие мозга и так доминирует. Просто таким надо помнить о вышеприведенных данных и избегать критических ситуаций, а не мнить себя крутыми автогонщиками.