США готовят вертолетного монстра

Командование вооруженных сил США взялось за создание вертолета "третьего поколения", для чего проводит тендер на его разработку. Одна из моделей будет представлена уже в 2017 году. Однако настоящего вертолетного монстра Штаты планируют создать к 2030 году. Это будет мультикоптер, который сейчас можно увидеть только в фантастических фильмах.

Известно, что этот первый вертолет Мамфорда имел шестилопастный воздушный винт с лопастями длиной 7,6 метров, но вот мощность его двигателя составляла всего лишь 25 лошадиных сил. Интересно, что вертолет был собран из бамбука, и только позднее выполнен из металла — удел многих новаторов делать свои машины из всего, что у них под рукой. В 1912 году пилот смог поднять машину на высоту всего в три метра и немного на ней повисеть. Так что очевидно — прогресс в этой области в те годы не спешил.

Еще двенадцать лет понадобилось на то, чтобы в 1924 году Эмихен смог пролететь в 360 метров в горизонтальном полете на вертолете с четырьмя лопастями и с двигателем в 180 лошадиных сил. Между прочим, это был первый вертолетный рекорд, признанный Международной ассоциацией аэронавтики. Так что в этом году вертолетчики вполне могут отметить это событие как своеобразный юбилей.

Затем, уже в годы Второй мировой войны, у немцев и американцев появились первые серийные вертолеты. А уже в годы войны в Корее именно благодаря вертолетам — как это очень хорошо показано в забавном телесериале "Чертова служба в госпитале МЭШ", удалось спасти жизнь многим солдатам и офицерам американской армии. С тех пор вертолет повсеместно превратился в "рабочую лошадку", в том числе и армейскую.

А вот превратиться в полноценную боевую машину ему до сих пор мешал недостаток в скорости. Ведь если вертикально вверх вертолет поднимается за счет воздушного винта с лопастями большого диаметра, то в горизонтальном полете толкаться ему просто нечем! Конструкторы придумали наклонять ось вращения винта, чтобы поток воздуха от него еще и толкал машину вперед.

Читайте также: Первая мировая стала революцией в артиллерии

Однако высокую скорость таким образом получить невозможно. Кроме того с одним горизонтальным винтом вертолет испытал все прелести закона "действие равно противодействию". Поэтому, чтобы он не крутился в сторону противоположную его вращению, его пришлось оснащать винтом меньшего диаметра на длинной хвостовой балке. Два винта один над другим — соосная схема, проблему эту вроде бы решили, но вот как при этом разгоняться вперед?!

В 1967 году в США были начаты испытания высокоскоростного ударного вертолета АН-56 "Шайен", созданного фирмой Lockheed. Планировался он как машина сопровождения для транспортных вертолетов армейской авиации, но из-за сложностей практической реализации и заложенных в него амбициозных требований проект был закрыт в 1972 году, хотя 10 опытных вертолетов все же построили.

Дело в том, что машина получилась по тому времени очень уж сложной. Помимо подъемного винта он имел еще и крылья малого размаха, убирающиеся шасси, хвостовой винт, компенсирующий реактивный момент несущего винта, плюс трехлопастный воздушный толкающий винт на самом хвосте машины. Вон он-то и создавал дополнительную тягу, обеспечивавшую высокую скорость полета.

И вот с ним-то "Шайен" и сумел развить непревзойденную дотоле скорость у земли — 407 км/ч. Как боевая машина оснащался 30-мм пушкой, гранатометом или пулеметом в носовой турели, противотанковыми ракетами и ракетами "воздух-земля" на подкрыльевых пусковых направляющих. Но при всех этих вроде подкупающих достоинствах, высокая сложность его погубила, и армейцы остановили свой выбор на машинах попроще, хотя и не таких скоростных.

Однако время пришло и для них. Наверное, все видели кадры кинохроники, снятые на Украине, на которых показывается, как украинские боевые вертолеты Ми-24 проносятся низко над землей и вроде бы даже достаточно быстро. Но именно вроде… Реально времени достаточно для применения по ним самого различного зенитного вооружения, а на относительно небольшой высоте по современным вертолетам отлично "работают" даже 23-мм зенитные пушки! То есть старая ковбойская поговорка "кто ездит быстро, тот долго и живет" в данном случае оправдывается целиком и полностью.

Поэтому вряд ли стоит удивляться, что в концепции вертолета третьего поколения доминирует такой показатель, как высокая средняя скорость. Больше скорость — меньше время пребывания под огнем противника. Пока командование армии США выбрало две компании, которые будут заниматься разработкой этой перспективной многофункциональной винтокрылой машины — но пока что всего лишь на уровне так называемого "демонстратора технологий". Как сообщает справочник Jane's, компании были выбраны по итогам тендера JMR-TD, проводившегося с 2013 года, и хотя подробности пока что еще не разглашаются, итоги тендера уже было сообщено, что его итоги будут обнародованы в конце августа — начале сентября этого года. Однако и того, что известно вполне достаточно именно для такого вывода — скорость будет являться приоритетным показателем этой машины, хотя простоту и технологичность, естественно, также никто не отменял!

Читайте также: Мировой океан бороздят подлодки-мясорубки

Согласно действующим планам командования армии США, первый полет новой машины должен состояться в 2017 году. Ну, а позднее военные намерены объявить уже следующий тендер на разработку "винтокрылой машины будущего", которую планируется принять на вооружение к середине 2030-х. Четкие требования к этому летательному аппарату пока еще не определены, поэтому его участники смогут предложить различные компоновки машины, начиная от классической схемы и вплоть до многовинтового мультикоптера из кинофантастики.

Пока лишь известно, что консорциум Boeing/Sikorsky предложил армии США высокоскоростной вертолет JMR-TD на базе ранее разработанного опытного X2. "Демонстратор технологий" планируется построить по соосной схеме с толкающим винтом. Эта схема широко применяется на отечественных вертолетах фирмы Камова и выгодна тем, что хвостовой подруливающий винт ей не нужен: два винта один над другим (вращающиеся в разные стороны) взаимно гасят реактивный момент.

Сообщается, что этот вертолет сможет совершать полеты на крейсерской скорости 425 километров в час, то есть будет намного более скоростным, чем даже считавшийся когда-то скоростным "Шайен". Фирмы AVX Aircraft предложила военным вертолет AVX JMR. Эта машина также будет построена по соосной схеме, но при этом иметь еще и два толкающих вентилятора в хвостовой части. Скорость этой машины будет еще выше: она сможет совершать полеты на крейсерской скорости 430 узлов (796,4 километра в час).

В свою очередь, Bell Helicopter предложила армии США конвертоплан V-280 Valor. Данная машина сможет совершать полеты на крейсерской скорости в 518,6 километра в час, а ее боевой радиус может составить до 1481 километра при перегоночной дальности до 3,9 тысячи километров. Отличительной чертой V-280 станут неподвижные двигатели, которые не будут отклоняться (угол будут менять только плоскости вращения воздушных винтов), и необычное V-образное хвостовое оперение. Какую именно машину намерена представить компания Karem Aircraft, пока что еще неизвестно.

Читайте также: Немецкая самоходка выходит на шоссе

Как бы там ни было, сегодня очевидны две вещи: первая — соосная система в глазах американских авиаконструкторов выглядит намного более привлекательной, нежели традиционная с подруливающим задним винтом, и вторая — повышение скорости вертолета любыми средствами — вот та задача, которая ставится при конструировании перспективных винтовых машин во главу угла!