Лондон подготовил остров для самолетов США

Великобритания спустила на воду самый крупный корабль британского ВМФ "Королева Елизавета" водоизмещением 65 тысяч тонн, который должен стать еще и самым большим авианесущим кораблем в истории Великобритании. Причем назван он был в честь знаменитой Елизаветы, королевы-девственницы, а вовсе не в честь Елизаветы Второй, как об этом сообщили ряд СМИ.

Журналисты всего мира в первую очередь поспешили также сообщить новость о том, что у этого самого большого британского корабля будет самая маленькая рулевая колонка, и что о борт корабля на этот раз разбили бутылку виски, а не традиционного шампанского. Что ж, виски напиток с мужским характером и он, конечно, куда больше подходит для военного корабля, чем для круизного лайнера. К тому же, следует подчеркнуть, что виски было шотландским — марки "Боумор". И почему так, понятно, ведь строился корабль на верфи в Шотландии, а она в скором времени собирается отделиться от Великобритании.

Однако важно все-таки совсем не это, а что же это все-таки за корабль и чем он отличается от других судов аналогичного класса. Ну, а начнем мы с истории… Нет, не самого этого корабля, а его названия, поскольку в силу морской традиции передавать название от одного корабля к другому, "елизавет" среди английских кораблей самых разных классов оказалось довольно-таки много. Нынешний авианосец "Куин Элизабет" по счету одиннадцатый корабль с этим именем в британском флоте, причем лишь два его предшественника были потеряны в сражениях: один сожжен голландцами во время англо-голландских войн, другой захвачен французами. Остальные благополучно прослужили свой срок и были проданы на слом.

Вначале прошлого века это имя получил самый мощный линкор британского флота, заступивший на военную службу буквально накануне Первой мировой войны, в декабре 1914 года, а вот разрезан на металлолом он был только в 1949-ом. Этот корабль, долгое время являвшийся флагманом Гранд Флита, имел в момент спуска на воду (на самом деле это не совсем так, но в данном случае эта маленькая неточность никакой роли не играет) самые мощные и дальнобойные морские орудия калибром 381-мм. И он с успехом прошел две войны, хотя и неоднократно получал боевые повреждения.

Читайте также: Мировой океан бороздят подлодки-мясорубки

Затем в 1938 году под этим же названием на воду был спущен океанский лайнер. В период с 1940 по 1972 год это судно являлось крупнейшим пассажирским лайнером в мире. В 1969 году "Королева Елизавета" была заменена новым, более экономичным лайнером "Королева Елизавета 2", на смену которому в 2010 году пришла совсем уже новая "Королева Елизавета" — круизный лайнер класса "Виста".

И вот теперь на судостроительной верфи в Росайте — городе в Шотландии, на воду сошел тяжелый авианосец с тем же названием, что и три пассажирских лайнера и линейный корабль, построенные в течение ХХ века! В церемонии приняли участие королева Елизавета II и премьер-министр страны Дэвид Кэмерон, так что трогательное единство монархии и демократии в глазах британцев соблюдено на все сто процентов. Однако нам в данном случае интересно другое, а именно: как и с какой целью построили этот корабль, поскольку можно, конечно, сказать, что "если звезды зажигают, то это кому-то нужно", вот только с кораблями это всегда куда конкретнее.

Итак, на сегодня это не только самый большой, но современный корабль британского военно-морского флота, который создавался усилиями сразу нескольких британских доков: Эпплдора, Беркенхеда, Гована, Портсмута, Росайта и Тайна. На строительстве было задействовано более 10 тысяч рабочих, более чем 100 различных компаний, причем общая стоимость двух новых авианосцев (второй будет опять же по традиции называться "Принц Уэльский) оценивается в 6,2 млрд фунтов (около 10,6 млрд долларов), хотя изначальная стоимость проекта должна была составить всего лишь 3,65 млрд фунтов.

Длина корабля составляет 280 м, а общая площадь равна четырем футбольным полям, ну его два его гребных винта весят по 33 тонны каждый, и высотой они с двухэтажный автобус! Базироваться на его борту должны одновременно 40 самолетов и вертолетов, а обслуживать этот плавучий аэродром экипаж в составе примерно 700 человек. Следует отметить, что со строительством нового корабля не слишком спешили, потому как началось оно пять лет назад.

А вот достройка корабля после его спуска на воду затянется еще на три года, так что новый авианосец начнет ходовые испытания только лишь в 2017 году. Соответственно летные испытания на авианосце истребителей короткого взлета и вертикальной посадки F-35B "Лайтнинг-II" начнутся уже в 2018-ом. Ну, а закладка корабля "Принц Уэльский" состоится на этой же верфи в течение этого года, после чего он также будет строится несколько лет и войдет в строй не раньше 2020 года.

Интересно, что судно собиралось методом монтажа отдельных готовых отдельных блоков, так что технологически это был большой "паззл". То есть все блоки собирались каждый на своей верфи, после чего их доставили в Росайт и там собрали в одно целое.

С точки зрения корабельной архитектуры, новый авианосец имеет множество новшеств, которые активно обсуждаются военно-морскими специалистами разных стран. Помимо ставшего сегодня традицией бульбового носа, это в первую очередь два "острова" на палубе корабля, установленные так в интересах разделения функций.

Первый, в носовой части, несет посты управления собственно судном. Второй — смещенный в корму — отведен для постов управления находящейся на его борту авиагруппой. До этого пост управления был один. Один он даже на самых современных американских атомных авианосцах, на палубе которых совсем не тесно. Так что это отнюдь не каприз, а полностью продуманная концепция. Насколько она оправдана, говорят специалисты, покажет время. Но если "оно покажет", то очень может быть, что новшество это приживется и все последующие корабли этого класса тоже станут "двухостровными". Угловой взлетной палубы этот корабль не имеет.

Читайте также: Сколько жизней оставят современному танку

Хотя корабль, безусловно, боевой, на нем нет ни палубной, ни бортовой брони, то есть также как и корабли "Мистраль", новые английские авианосцы не имеют никакой другой защиты, кроме как конструкционной. А это значит, что без эскорта судов охранения они действовать не могут. Более того, они практически не вооружены, так как лишь предполагается установить на них контейнеры с зенитными ракетами "Астер", но опять-таки не очень много.

На взлетную палубу самолеты и вертолеты будут при помощи двух бортовых лифтов всего за 60 секунд, а вот поскольку базироваться на нем должны будут американские самолеты F-35В, принадлежащие к семейству перспективных, малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, разработанных в США в трех вариантах. Один для нужд ВВС США, другой для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании — истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, и для нужд ВМС США. Для обеспечения вертикального взлета, сопло двигателя F-35B поворачивается вниз на 95°, а за кабиной пилота включается связанный с главным двигателем жесткой передачей вентилятор, создающий подъемную тягу, которая распределяется через два сопла. В крейсерском полете подъемный вентилятор останавливается и закрывается створками. Управление по рысканию во время зависания обеспечивают дополнительные сопла маршевого двигателя, способные отклоняться влево и вправо. Для управления по крену в консолях крыла также имеются сопла, питающиеся от основного двигателя. Тангаж изменяют изменением тяги подъемного вентилятора и двигателя.

Положение самолета во время зависания полностью контролируется бортовым компьютером, что позволяет значительно упростить управление самолетом в сравнении с его аналогами. Кроме того, в аварийной ситуации компьютер способен принять решение о катапультировании гораздо раньше пилота и этим спасти человеку жизнь.

Вертикальная тяга позволяет F-35B при малой боевой нагрузке и неполных топливных баках взлетать вертикально и также вертикально садиться. При большой нагрузке вертикальной тяги для взлета недостаточно и взлет в этом случае осуществляется с небольшим пробегом (укороченный взлет). Таким же образом может осуществляться и посадка. Причем на практике из-за расхода топлива в полете взлетная масса самолета оказывается всегда намного больше посадочной. Кроме того, сказывается большой вес передачи и вентилятора — две тонны, которые в горизонтальном полете ему совсем не нужны. То есть этот самолет берет на две тонны меньше топлива и бомб, но зато может взлетать вертикально. Поэтому, как правило, взлет выполняется укороченным, а вот посадка — уже вертикальной.

И вот именно потому, что на "Куин Элизабет" применяются именно эти самолеты, на нем нет катапульт, но зато есть стартовый трамплин, то есть на базирование обычных самолетов этот корабль не был рассчитан изначально.

Интересно, что современный атомный авианосец Франции "Шарль де Голль" при таких же размерах взлетного поля имеет водоизмещение 42000 тысячи тонн, а вот базируется на нем также 40 самолетов и вертолетов. При этом на нем есть катапульты, то есть это куда более "плотно" сконструированный корабль, да к тому же еще и с ядерным приводом.

Читайте также: Через год начнется война роботов

И вот вопрос, а зачем гордым британцам такой вот ну слишком уж специальный корабль? Нет катапульты, нет и старта самолетов с вооружением, так сказать, "под завязку", более того, его самолетам придется возить двухтонный "мертвый груз". Наличие на борту тяжелых десантных вертолетов "Чинук" повышает его ударные возможности на суше, однако откуда у перевезенных ими десантников появится тяжелое вооружение? Ведь опять же эти корабли не "Мистрали", которые берут на борт и вертолеты, и танки, и десантников. Получается, что это авианосец ПВО? Да, но тогда зачем он такой большой и почему на нем тогда так мало самолетов, и какие еще морские цели с помощью этих кораблей думают защищать англичане?

Так, что исходя из состава вооружения и водоизмещения, можно сделать предположение о том, что такие корабли планируется применять вдали от собственных берегов против не слишком хорошо вооруженного противника в составе хорошо вооруженной армады кораблей самого различного предназначения. А может быть и в составе флота США, по принципу известного муравья — "а мы тоже пахали". Конечно, точно этого пока еще не знает никто, но… поживем — увидим!