"Чемодан, вокзал, Рязань": в Татарстане вновь входят в моду лозунги 90-х

Артисты татарской эстрады провели в Казани флешмоб в поддержку татарского языка. Это только одно из серии мероприятий, которые уже прошли в республике. Ранее 60 татарских писателей обратились к президенту России Владимиру Путину с письмом по поводу преподавания татарского языка в школах.

Против "абсолютно неправовых нападок на государственный статус татарского языка в РТ" выступил Всемирный конгресс татар. К делу подключилось и Духовное управление мусульман Татарстана.

"Язык матери — это один из величайших даров Всевышнего. Вернувшись к иману, татарский народ однажды уже был спасен от погибели. Сегодня татарский язык, попав в жернова общественного невежества и небрежности, вновь нуждается в нашей защите. Одним из самых действенных и оправданных средств на пути к этой цели мне видится ислам. Религия хоть и отделена от государства, но, слава Аллаху, живет в душе нашего народа. А значит, обращенные с минбаров мечетей слова имеют большую силу, нежели нотации, прочитанные с политических трибун. Вот почему мы в Духовном управлении мусульман решили включиться в борьбу за сохранение татарского языка", — цитирует текст обращения муфтия Республики Татарстан Камиля Самигуллина пресс-служба ДУМ.

Стоит отметить, что тема "притеснения татарского языка" активно муссируется в Татарстане, однако за пределами республики ее представители говорят об этом весьма неохотно. Во всяком случае, попытка "Правды.Ру" узнать мнение депутата Госдумы, главы комитета по делам национальностей Ильдара Гильмутдинова окончилась неудачей.

В конце августа по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле президент России Владимир Путин дал поручение Генпрокуратуре и Рособрнадзору проверить добровольность изучения национальных языков в школах России.

Но еще до этого в Татарстане разгорелась дискуссия вокруг преподавания татарского языка в школах республики. Сначала более активными были сторонники мнения, что татарский язык преподается в школах в ущерб русскому, программа слишком сложна, квалифицированных преподавателей не хватает. Сейчас наблюдается обратная волна. Которая, к тому же, подпитывается неоднозначными заявлениями представителей республиканской власти.

Президент информационно-аналитического центра "Религия и общество" Алексей Гришин считает проблему сильно политизированной и преувеличенной. "Есть три основных категории граждан, которые оказались втянуты в эту проблему. Во-первых, это татары, которые владеют титульным языком. На мой взгляд, большинство из них хотят учить родной язык и будут учить родной язык. Вторая категория граждан — это те, кто постоянно проживают в Татарстане, но для которых титульный язык не является родным. Третья категория граждан — те, кто попадает на территорию Татарстана временно. Причем, по некоторым статистическим данным, носителей татарского языка меньше. Но есть титульная нация. На мой взгляд, нарушается основополагающий принцип — принцип добровольности. И он ставит в неловкое положение вторую и третью категории граждан. Особенно третью, которая находится временно на территории Татарстана. Если исходить из мыслей, которые Татарстан преследует, то они при переезде из республику в республику должны учить местные языки. И тогда вообще дойдет до абсурда. Например, ребенок, который 10 раз переезжал, если родители военнослужащие — получается, он должен учить 10 разных языков. И от этого еще зависят выпускные экзамены. От этого зависит получение аттестата, диплома…", — отметил эксперт в беседе с корреспондентом "Правды.Ру".

"На мой взгляд, очень четко расставил все приоритеты президент России — нельзя принудительно изучать титульные языки. Все должно быть добровольно, даже для носителя языка", — отметил Алексей Гришин.

Комментируя заявление муфтия Татарстана, он отметил, что "это не совсем функция духовного управления так работать с татарским языком, тем более так ставить вопрос — "ислам включился в защиту татарского языка". По мнению эксперта, "политическая жизнь такова, что за каждым процессом всегда стоят чьи-то интересы". "Активизация именно на направлении якобы защиты татарского языка — это явно начало каких-то политических процессов. И те, кто этого не понимают, к сожалению, не видят дальше собственного носа", — подчеркнул Гришин.

"На мой взгляд, во-первых, это некая обида за летние события — непродление договора о разграничении полномочий, настойчивости федерального центра, что за главой республики не должен быть сохранен статус президента. Второй момент — демонстрация, что в все-таки в этом отношении они независимы от федерального центра. Третий момент — очень негативная тенденция к тому, что могут поднять головы сепаратистские элементы", — сказал эксперт.

Стоит отметить, что темой "защиты татарского языка" активно занимается татаро-башкирская служба радио "Свобода" — "Азатлык". В среду на сайте радиостанции появилось очередное обращение — на этот раз 40 представителей татарской творческой и научной интеллигенции, адресованное руководству республики — президенту Татарстана Рустаму Минниханову, спикеру Госсовета Фариду Мухаметшину и премьер-министру РТ Алексею Песошину, а также депутатам республиканского парламента.

Они просят сохранить татарский в школах и принять обращение к министерству образования и науки Российской федерации с требованием включить федеральный образовательный стандарт государственные языки республик России. "На данный момент это поможет разрешить искусственно созданную "правовую коллизию" и обеспечить гармоничное, добрососедское сосуществование народов в республике Татарстан", — полагают они.

"Хотим напомнить, что мы избирали вас на ответственные посты для защиты наших интересов… Но эти наши интересы, похоже, вам не близки", — говорится в письме.

В обращении также сказано, что перед властями республики "есть только два пути". "Первый: с честью побороться за татарский язык и в случае поражения уйти с высоко поднятой головой; второй: остаться на своих теплых местах и отправить татарский язык на свалку истории. Но выбрав второй путь, вы сами со временем окажитесь там же, осужденные своим народом", — говорится в обращении. Что-то непохоже, чтобы его подписанты были заинтересованы в компромиссе… Да и сам текст выдержан в "лучших" традициях начала 90-х, времен расцвета татарских националистических организаций с любимым их лозунгом "Чемодан, вокзал, Рязань". Очевидно, что за тему татарского языка взялись всерьез, причем не только в России.