"Закону о митингах нужны доработки"

Действующий в России закон о митингах и шествиях нуждается в серьезных доработках: большей детализации прав и обязанностей участников акций и ужесточении ответственности организаторов. К такому выводу пришли участники круглого стола "Применимо ли в России зарубежное законодательство о митингах?"

Круглый стол, посвященный зарубежной и российской практике применения законодательства о митингах, собрал известных политологов и представителей законодательных органов власти. Эксперты обсудили существующую на сегодняшний день инициативу — внесенный в Думу законопроект, ужесточающий ответственность за нарушение правил проведения митингов как для организаторов, так и для участников акции, а также оптимальные для современного общества варианты решения этого вопроса в контексте зарубежного опыта.

Тон дискуссии задал модератор круглого стола, президент фонда "Политика", депутат Госдумы Вячеслав Никонов, отметив, что сейчас, к сожалению, самым популярным словосочетанием стало "коктейль Молотова". По его словам, в России созданы все условия для развития демократии и власть делает серьезные шаги по созданию демократических институтов. Однако группа "профессиональных революционеров" пытается расшатать существующую систему и, по сути дела, разрушить ее. "Не хотелось бы упустить шанс, чтобы наша страна превратилась в нормальную демократическую страну", — отметил Никонов.

В Москве, считает политолог, насчитывается около 5 тысяч "профессиональных оппозиционеров", готовых идти на баррикады и которых не остановят никакие штрафы, тем более в 1 — 2 тыс рублей. По мнению политолога, в России слишком либеральное законодательство о митингах, поэтому оно нуждается в доработках с учетом мирового опыта и в рамках российской Конституции.

"Очевидна целесообразность развитие нашего законодательства о митингах", — отметил в свою очередь руководитель Центра инновационных технологий при МГУ Владимир Солодов. По его словам, новое законодательство о митингах (как и в большинстве европейских стран) должно строиться на двух основных принципах: обеспечение свободы выражения граждан и обеспечение безопасности и общественного порядка. При этом ко всем нарушителям правил проведения митингов (здесь важен принцип персонификации и личной ответственности) должны применяться жесткие санкции.

Читайте также: Марш на полтора миллиона

Политолог Николай Миронов отметил, что России, у которой нет серьезного правового опыта в этой сфере, необходимо обращаться к мировому опыту. "Наше законодательство нуждается в детализации и последние события 6 мая это доказали", — считает эксперт. — Необходимо подробно регламентировать "права и обязанности" участников митингов и сотрудников правоохранительных органов". "И особенно детализировать ответственность организаторов.Унас наблюдается серьезный дефицит ответственности организаторов за проведение митингов", — уверен Миронов.

 

При этом участники круглого стола сошлись во мнении, что наше законодательство, регламентирующее правила проведения митингов и шествий, слишком либеральное. Если у нас штраф за нарушение правил составляет всего 1000 -1200 рублей, то в Германии — около 1000 евро, во Франции — от 7500 до 15 тыс евро. При этом организаторы в случае ЧП несут уголовную ответственность, а не административную, как у нас. "Отсутствие серьезных мер ответственности нередко провоцирует людей на противоправные действия", — отметил один из участников круглого стола.

По словам депутата Госдумы Михаила Старшинова, одного из авторов законопроекта, в разы увеличивающего штрафы для организаторов и участников митингов и шествий, противниками подобных законодательных инициатив могут быть только "профессиональные революционеры либо бездельники". При этом парламентарий привел пример, как из-за "дыр в законодательстве" были поставлены в тупик власти и правоохранительные органы в Астрахани, когда под видом "встречи с депутатами" по городу прошло массовое несанкционированное шествие.

Один из авторов законопроекта об увеличении штрафа за нарушение проведения митингов и собраний депутат Александр Сидякин в свою очередь отметил, что закон 2004 года морально устарел и отстает от новых тенденций, которые уже пришли в наше общество. По его словам, в законе о митингах, а также в КОАПе много ям и неурегулированностей, особенно в том, что касается использования при организации митингов и шествий новых технологий. При этом по словам парламентария, цель изменения законодательства о митингах состоит не в подавлении протестной активности, как это нередко пытаются представить представители оппозиции и либеральных СМИ, а в создании в России протестной культуры.

По мнению главного научного сотрудника Института международных экономических и политических исследований РАН Александра Ципко, в законе нужно четко различать санкции по отношению к обычным участникам протестных митингов и к "профессиональным революционерам", призывающих к свержению конституционного строя.

Представитель Совета Федерации Руслан Гаттаров в свою очередь отметил, что в законе о митингах необходимо четко расписать действия и организаторов, и участников, и сотрудников правоохранительных органов. При этом сенатор обратил внимание на то, как оппозиция, используя "дыры в законодательстве", проводит массовые публичные акции, называя их, к примеру, "гуляниями". Говоря об акции оппозиции "ОккупайАбай" и палаточном лагере на Чистых прудах, участники круглого стола сошлись во мнении, что ситуация вышла за правовые рамки: пространство города принадлежит всем горожанам и ни одна группа граждан не имела права его узурпировать.