"Справедливый" блицкриг

"Справедливая Россия" под конец 2011 года преподнесла настоящую сенсацию. Партия, которая до осени 2011 года по всем опросам находилась за гранью проходного барьера, на выборах в Госдуму совершила настоящий спурт, получив более 13 процентов голосов избирателей и почти в два раз улучшивм свой результат по сравнению с предыдущими выборами в Госдуму.

Для "Справедливой России" вполне подходит определение "партия-скандал". На протяжении всей своей пока ещё непродолжительной истории, "эсэры" находились в состоянии постоянного стресса. Внутрипартийные скандалы, заканчивающиеся выходом из партии чуть ли не полном составе целых региональных отделений и отдельных лидеров; публичные письма критического содержания в адрес федеральных руководителей, содержащих в том числе и требования об отставке этих самых руководителей; отсутствие чёткой политической и идеологической позиции, которая зачастую менялась в силу тех или иных обстоятельств - всё это и многое другое заставляло экспертов скептически оценивать перспективы "эсэров" на выборах в Госдуму. А уход Миронова с поста спикера Совфеда и вовсе трактовался как серьёзная потеря партией имеющегося у неё административного ресурса.

До середины сентября 2011 года электоральный рейтинг "эсэров" колебался на уровне 4-5 процентов. Эксперты также весьма скептически оценивали шансы партии на выборах в Госдуму, предполагая, что если она и преодолеет семипроцентный барьер, то с большим трудом. Однако в течение последующих двух месяцев рейтинги партии резко пошли вверх, и ближе к концу ноября по всем прогнозам партия уверенно сохраняла своё место в Госдуме - ей прочили 9-10 процентов на выборах. Но реальность, как уже известно, превзошла самые оптимистичные прогнозы. Справедливости ради, стоит отметить, что примерно на такой результат партия, устами своих вождей, и рассчитывала. Хотя, как показывает практика, ожидания партийцев зачастую оказываются сильно завышенными.

Впрочем, как отмечают политологи, "Справедливой России" откровенно повезло. Во-первых, сыграл свою роль и счастливый первый номер в избирательном бюллетене, который при всех прочих условиях мог потенциально принести партии лишние пару-тройку процентов неопределившихся с выбором избирателей. Во-вторых, как нельзя кстати пришлись протестные настроения в обществе, за счёт которых оппозиционные парламентские партии смогли улучшить свои позиции.

"Я вижу по крайней мере две причины взлёта "Справедливой России", - считает заведующий кафедрой общей политологии ГУ-ВШЭ Леонид Поляков. - Во-первых, это стратегия избирательной кампании, которая была разработана оппозицией и предполагающей объединение всех против "Единой России". Электорат ориентировали не на то, чтобы придирчиво всматриваться в программы, а настраивали на то, чтобы он пришёл и проголосовал за любую партию, кроме "ЕР". Эта пропаганда велась очень хорошо - в интернете, в печатных изданиях, на телевидении.

Таким образом, весь протестный электорат, который колебался между бойкотом выборов и порчей бюллетеней, в конце концов выбрал именно эту предложенную стратегию. И по этому принципу, людям, которые не принадлежали к правому лагерю, но которым при этом не хотелось голосовать низа Жириновского, ни за Зюганова, они естественным образом стекались в нишу "Справедливой России". Потому что вроде бы как оппозиционная партия, вроде бы как за справедливость. Поэтому считаю, что те 6-7 процентов, которых у "СР" не было ещё за 2-3 месяца до выборов и партия колебалась в диапазоне от 5 до 7 процентов, и были обеспечены за счёт бонусного протестного электората.

Второе обстоятельство, которое повлияло на решение избирателей, резкая радикализация Сергея Миронова персонально. Он выпал из властной обоймы, что было принято положительно протестным электоратом. Миронов с этого момента перестал ассоциироваться с высшей властью, что добавило ему популярностью среди тех, кто считал своим долгом проголосовать "против"", - пояснил эксперт "Правде.Ру".

Впрочем, успех на выборах и рост рейтинга Миронова вряд ли помогут лидеру "эсэров" на президентских выборах.

"Я думаю, что Миронов наберет меньше, чем партия. Я думаю, процентов 9-10. Поскольку голосование на думских выборах было протестным, а на президентских выборах голосуют за личности. И в этом смысле конечно же Миронов пока не воспринимается как подходящий кандидат в президенты", - считает Евгений Минченко.

Ещё более скептически настроен ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. "Что касается конкретно лидера партии, то очень большой вопрос: кто за него будет голосовать? С точки зрения целевой аудитории, это очень небольшая группа населения, и, допустим, идея выдвижения Дмитриевой была бы более рациональной хотя бы с точки зрения аккумулирования дополнительных голосов", - считает он, вместе с тем отмечая, что президентская кампания - это возможность эффективного пиара, который позволит продвинуть партию с точки её медийной представленности.

Не видит перспектив у Миронова на президентских выборах и Леонид Поляков. "Хотя и здесь возможны сюрпризы, но это будет зависеть от того, как он будет строить свою кампанию, - пояснил он. - Если он будет выступать резко антипутински, что я с большим трудом себе представляю, то он сможет вновь собрать протестный электорат и выйти на результат в пределах 15 процентов. Но я не представляю, как Миронов, который всё время клялся в верной и крепкой дружбе с Путиным, вдруг резко отвернётся о него и начнёт нести по кочкам, по ухабам - а именно этого ждёт протестный электорат от политика, за которого он готов голосовать".

Впрочем, результат Миронова вряд ли как-то повлияет на общий рейтинг партии, который, как отметили эксперты, не имеет под собой прочной, долговременной основы. "На перспективах партии выступление Миронова вряд ли скажется. По крайней мере в положительную сторону. "Справедливороссы", получив 13 с небольшим процентов, достигли своего максимума, и дай бог, чтобы они смогли его сохранить к следующим выборам", - считает Леонид Поляков.

И в этом плане, особенно в условиях если будут приняты поправки, облегчающие регистрацию новых партий, "эсэрам" уже не удастся выехать на одном лишь протестном голосовании. Придётся придумывать что-то ещё кроме борьбы с "Единой Россией". А на это, как показали прошедшие выборы, креативного запала у партии Сергея Миронова пока не хватает.