Один из командиров бомбардировочной авиации Ее Величества, сэр Артур Гаррис говорил: «Полагаю, что «Ланкастер» был важнейшим фактором нашей победы». Этот бомбардировщик вызывает у всех британцев чувство гордости и воспоминания о войне, отнявшей родных и близких. Рев моторов воздушных армад, бомбивших Берлин и другие крупные города Рейха во время войны, находил отзвук надежды в сердцах англичан, а на немцев наводил дикий животный страх.
©Fotodom.ru/REX
«Ланкастер» является дальнейшим развитием конструкции двухмоторного среднего бомбардировщика «Манчестер», двигатели которого не позволяли ему нести внушительную бомбовую нагрузку и отличались низкой надёжностью. Рой Чадвиг, главный конструктор корпорации «Авро» предложил наиболее экономичный для промышленности военного времени вариант – оставить прежний фюзеляж, увеличив длину крыла, тип и количество моторов. Новый самолёт получил кодовое обозначение 683, и впервые поднялся в воздух 9 января 1940 года.
©Fotodom.ru/REX
«Ланкастеры» получили внушительный бомбовый отсек и были способный нести до 12000 фунтов веса. Створки его люка имели выпуклую форму, нижние оборонительные установки были сняты для повышения грузоподъемности, а при полетах на дальние расстояния снимались и верхние, превращая пилотов в смертников. Так же на бомбардировщики начали устанавливать РЛС защиты а «Monika», сканировавшие воздушное пространство вокруг эскадрильи для обнаружения истребителей противника. Поначалу это действительно помогало, но вскоре немцы изготовили аппарат, наводивший перехватчики на бомбардировочные эскадрильи по излучению систем РЛС, и британцы от них отказались.
©Fotodom.ru/REX
Британцы так спешили перевооружить свою авиацию современными бомбардировщиками, что отправили в 44-ю эскадрилью даже первый прототип самолета для ускорения освоения новой техники. Машина почти не соответствовала серийному образцу — на ней отсутствовало вооружение, стояли другие моторы, иной была конструкция хвостового оперения. А первые серийные аппараты пилоты встречали лишь к концу 1941 года. Но в бой их отправили лишь в марте 1942-го: сначала несколько машин ставили мины у Гельголанда. А спустя несколько дней, «Ланкастеры» впервые бомбили Германию, атаковав ночной Эссен.
©Fotodom.ru/REX
В начале апреля 1942 года «Ланкастеры» 44-й и 97-й эскадрилий получили беспрецедентное задание – уничтожить заводы концерна MAN в светлое время суток. Налет на Аусбург рассматривался командованием в основном как психологическая атака, ведь необходимо было продемонстрировать, что перед новым британским оружием немцы бессильны даже при свете солнца. Увы, бомбардировщики были с легкостью перехвачены «Мессершмиттами», и лишь две машины смогли прицельно скинуть бомбы. На аэродромы Туманного Альбиона из дюжины улетевших, вернулись лишь пять самолетов. А из 44-й эскадрильи уцелел всего один.
©Fotodom.ru/REX
Однако в дальнейшем, с увеличением количества «Ланкастеров» в войсках, ситуация стала выправляться. 30 мая 1942 года была осуществлена операция «Миллениум» - налет на Кельн 1037 бомбардировщиков, среди которых было уже не 12, а 73 «Ланкастера». Город словно лежал в руинах, а немецкая авиация не смогла ничего противопоставить огромной армаде. Потери британцев составили 44 самолета, среди которых числился лишь один «Ланкастер».
©Fotodom.ru/REX
Всего через год командование бомбардировочной авиации располагало сотнями «Ланкастеров» при тысячах других, менее современных машин. Тогда было принято решение начать регулярные бомбардировки Берлина и других крупнейших центров Рейха. Например, на Гамбург было совершено четыре основательных налета, в ходе которых, английские бомбардировщики сбросили на город 9000 тонн бомб, уничтожив более 50000 человек, несколько крупных военных заводов и оставив больше миллиона граждан без крова над головой. Потери же в этой операции составили лишь 87 самолетов за 3900 боевых вылетов.
©Fotodom.ru/REX
За время Второй мировой войны было построено 7377 «Ланкастеров», из которых безвозвратно потеряно около 3 тысяч. Для британцев именно Avro 683 стал символом войны и символом победы, как «летающая крепость» Б-17 для американцев. По всей Англии в мемориальных музеях можно встретить один экспонат со стопроцентной вероятностью – бомбардировщик «Ланкастер». А полетать на легендарной машине можно в Онтарио – в Канадском Музее Военных Самолетов, чей Avro 683 осуществляет ежедневные рейсы для туристов.
©Fotodom.ru/REX