Николай ЛЕОНОВ — о том, как спецслужбы предотвращают теракты

Фото: архив Правда. Ru

Столичные спецслужбы предовратили крупный теракт, который готовился в Москве на 8 марта. По данным силовиков, сторонник организации "ИГ" (запрещена в России) готовил самоподрыв во время праздничных гуляний на улицах столицы. Бомбой его должны были обеспечить члены местных "спящих ячеек".

Потенциального смертника задержали в начале марта в одном из аэропортов Москвы. 23-летний таджик прибыл из Стамбула. Гражданин Таджикистана признался, что приехал в Москву для совершения теракта. Сейчас устанавливаются его пособники и выявляется "спящая ячейка". Таджик уже передан спецслужбам на родину.

Напомним, что в Москве, незадолго до выборов Госдуму, прошедших в сентябре 2016 года, была раскрыта группа, планировавшая теракты в городе. В ноябре прошлого года ФСБ России задержала в Москве и Санкт-Петербурге 10 членов преступной группы, готовившей теракты в местах массового скопления людей. Задержанные — граждане стран Центральной Азии. У них изъяли четыре самодельные бомбы большой мощности, огнестрельное оружие и средства связи.

В середине декабря ФСБ предотвратила в Москве серию терактов, которые готовились по указанию находящегося в Турции эмиссара группировки "Исламское государство" ("ИГ", запрещена в России).

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к генералу-лейтенанту КГБ в отставке, доктору исторических наук, профессору кафедры дипломатии МГИМО Николаю Леонову.

— Как вы можете разъяснить данную ситуацию?

Ситуация достаточно прозрачная и ясная. Действия России в борьбе с "Исламским государством", наши операции в Сирии, конечно, создают повышенную опасность появления в России террористических групп. Сковать активность и деятельность российский вооруженных сил и политическую деятельность в России боевики попытаются именно путем организации террористических актов, что естественно. Это единственная форма, на которую у них хватит возможностей и людских ресурсов. О морали и нравственности речь не идет. Террористическая борьба ведется против простых граждан, а не против конкретных политических или военных лидеров. К этому добавляются некоторые пережитки — в виде кровной мести за погибших ближайших родственников. В этом случае опасность только возрастает. Жаль: сколько мы ни воюем против "Исламского государства", но единства во всем мире по решению данного вопроса не существует. Запад ведет свою политику, мы гнем свою линию. Например, 22 марта в Вашингтоне должно состояться совещание министров тех стран, которые входят в так называемую коалицию, возглавляемую США. Россию на конференцию не пригласили. Причина простая: она не является участником антитеррористической коалиции. Но ведь Россия сама по себе ведет эту войну! Конечно, в помощь нашей стране — другие государства, соседние с Сирией, которые участвуют в этих операциях.

— Террорист был задержан при странных обстоятельствах: попытался разбить свой телефон, затем схватил ножницы и воткнул себе в шею, пытаясь перерезать горло. Помешать суициду успели сотрудники спецслужб, скрутившие его. Оцените действия спецслужб.

— Опытные люди, оперативники профессионалы, таможенники — у них у всех наметанный глаз. Они видят тех, кто ведет себя неадекватно. Есть особое профессиональное чутье — на людей, которые могут угрожать обществу. При этом совершенно убежден, что на чутье нельзя всегда полагаться, должен быть комплекс мер: собаки, технические средства, которые все более совершенствуются (детекторы различного сорта). Так, в аэропортах и на вокзалах — это непременное условие. Работа по совершенствованию мер и средств по выявлению террористов должна вестись постоянно. Тогда есть шанс победить. Еще один момент: шахида взяли. А что дальше? Что выяснилось в результате допросов? Одного человека арестовать и подвергнуть судебному преследованию совсем недостаточно. Нужно раскрутить его, изучить окружение: нужно раскрыть целое "гнездо". Надо проявить сноровку, чтобы за эту ниточку, которая попалась в руки, тянуть аккуратно. Цель — вытащить весь клубок.

— Какой самый эффективный способ борьбы с террористами?

Основная работа против них может вестись только агентурным путем. Внедрение в подозрительные структуры — это самый эффективный способ борьбы. Но мы ведем борьбу силовыми средствами — с применением боевой силы, армейских, авиационных структур, спецслужб и так далее. Но должна быть идеологическая, политическая борьба. Она должна заключаться в развенчании философии террористов, прикрывающихся исламом. Надо разоблачать! А мы ограничиваемся тем, что после слов "Исламское государство" в скобках пишем "запрещена в России". Публично мы должны раскрыть всю человеконенавистническую сущность их учения — это главное. Это своего рода вакцинация общества от проникновения в ее среду таких жутких террористических взглядов.