Эксперт: Машина чиновника должна соответствовать его масштабу и качеству дорог

Источник: ИТАР-ТАСС

Первый заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков в интервью "Правде.Ру" прокомментировал намерение депутатов ограничить стоимость автомобиля регионального чиновника миллионом рублей.

Как вы оцениваете эту инициативу?

— Мы уже их ограничили, я и мои коллеги внесли поправки в законопроект правительства. Правительство посчитало уровень роскоши в 5 миллионов рублей, мы предложили ее снизить до трех миллионов с тем, чтобы владельцы, покупающие в личное пользование автомобиль, платили за него повышенную ставку транспортного налога. То есть определенный коэффициент в зависимости от возраста и т. д., от 3 до 5, от 5 до 10 и т. д. Первый законопроект принят, это вступило в силу.

Как логическое продолжение этой идеи, мы внесли второй самостоятельный законопроект, который ограничивает госзакупки на этом же уровне роскоши, то есть три миллиона рублей. Это правило для всех государственных закупок за счет бюджета и неважно, в каком регионе. Во всех: в Москве, в Рязани и т. д. Если это деньги бюджетные, значит больше трех миллионов на машину потратить нельзя.

То есть нужно уложиться именно в эту сумму?

— Это не значит, что все чиновники обязаны покупать автомобили ровно за три миллиона. Понятно, что губернатор может себе купит за три миллиона, но не за пять или за 10, как сейчас это бывает. Например, в дотационных регионах деньги тратятся отнюдь не адекватно, люди это видят и справедливо возмущаются. И если, к примеру, губернатор купит себе авто за три миллиона, то это не значит, что начальник отдела или директор департамента, или главврач районной больницы может за те же три миллиона взять автомобиль.

Здесь, конечно, надо предусмотреть некий общественный институт как регулятор на муниципальном уровне, чтобы эти покупки имели некий ранжир. То есть три миллиона это верхняя планка, но никто не запрещает купить автомобиль за полтора миллиона или за миллион двести. Наш анализ говорит, что вполне приличный автомобиль бизнес-класса можно купить в пределах 1,2 миллиона. Получается, что инициатива депутата Журавлева дублирует наш законопроект.

У нас указан диапазон в три миллиона, но это не означает, что надо обязательно именно столько потратить, можно и даже нужно покупать за меньшую сумму. Крайне важно, чтобы на местах был общественный контроль за этим, чтобы была адекватность. То, что можно главе региона, отнюдь не означает, что мелкий чиновник может за эти же три миллиона. Пусть покупает дешевле.

Раздаются голоса, что в регионах на плохих дорогах без внедорожника не обойтись, а они стоят дорого.

— Джип джипу — рознь, можно взять за полтора миллиона рублей, а можно за шесть миллионов "со всеми удобствами": с телевизором и т. д. До трех миллионов и джип можно купить. Поэтому выбор автомобиля зависит от ранга чиновника и от местных условий. То есть учитывать надо и то, и другое. Но в любом случае должна соблюдаться адекватность, а не так, что дотационный регион и на государственные деньги взял и купил за семь миллионов спортивную машину. Поэтому мы предлагаем ввести планку, но диапазон верхней границы этой планки должен соответствовать и масштабу чиновника, и местным дорожным условиям.