Роскосмос ответит Маску многоразовым "Союзом"

commons.wikimedia.org
Специалисты Роскосмоса начали разработку многоразовой ракеты среднего класса в ответ на созданный Илоном Маском носитель Falcon 9.

Согласно проекту, унификация с одноразовым "Союзом-5" позволит запускать будущую отечественную ракету с Байконура, Восточного, и с плавучего космодрома в Тихом океане.

Проект является разработкой инженеров РКК "Энергия" и ракетно-космического центра "Прогресс". Этот носитель важен для удержания позиций России на рынке пусковых услуг. 

Отметим, что эскизное проектирование "обычного" "Союза-5" завершено в конце ноября. Сообщается, что в ближайшие дни документация будет представлена в "Роскосмос".

Новая ракета, считают эксперты, будет совершать самостоятельную посадку - как и Falcon 9 американской корпорации SpaceX. В тех же США уже две частные компании разработали ракеты с посадкой первых ступеней после старта. Два года назад фирма Blue Origin провела испытания одноступенчатого носителя легкого класса. 

А в 2017 году SpaceX провела 16 запусков Falcon 9. Из них три - с повторным использованием ранее запущенных ступеней. При этом известный бизнесмен и предприниматель Элон Маск построил свои многомиллиардные компании электромобилей и солнечных батарей с помощью миллиардов государственных субсидий.

Его компании Tesla Motors Inc., SolarCity Corp. и Space Exploration Technologies Corp., известная как SpaceX совместно извлекли выгоду из 4,9 млрд долларов государственной поддержки, полученных в рамках государственно-частной модели финансирования берегоукрепительных много стартапов.

Не так давно руководство"SpaceX" заявила, что обещанная выгода при запуске "возвращаемой" ракеты Falcon-9 была переоценена - оказывается, на этом можно сэкономить не половину или треть, а едва 10% стоимости. Да и то в случае, если SpaceX научится сажать хотя бы 5 ракет из 10 и они не будут взрываться на старте.

"В начале сентября запуск многоразовой ракеты Falcon 9 закончился взрывом на стартовой площадке. Ранее с Falcon-9 уже происходила катастрофа - тогда нештатно сработали двигатели. По мнению экспертов, Falcon - некий возврат в 60-е. По всем показателям он либо равен, либо уступает, либо слегка превосходит советский "Протон М", разработанный в 1965 году. Да и пресловутые многоразовые двигатели с расчетом на десятикратное использование начали разрабатывать в СССР в 1976 и закончили в 1980 году",- отмечает Pravda.ru.

"Маск впарил NASA некую "хорошо забытую" старую идею под видом небывалых инноваций, развел американское правительство на несколько миллиардов долларов, а теперь играет в космические кораблики. Которые падают. Которые, даже не падая, не выгодны экономически. Которые вообще непонятно зачем и кому нужны. Но зато выглядит всё красиво, громко, инновационно и дорого", - писали в соцсетях.

"Маск выступает с суперпроектами, новациями - часть из них реализует за счет госбюджета при фантастическом пиаре, а часть просто "забывает", тут же предлагая новые "грандиозные планы" типа переселения на Марс",- рассуждают в соцсетях. Но пока государство будет спонсировать его идеи, все это так и будет продолжаться.

Созданный по советскому проекту американский шаттл Dream Chaser совершил первую в истории успешную посадку.

Напомним, в 2013 году во время теста на планирование у корабля отказало шасси, летный прототип получил повреждения. В материале на сайте NASA говорится, что компактный шаттл создан на основе американского орбитального самолета HL-20, который, в свою очередь, был скомпонован по образцу советского беспилотного ракетоплана БОР-4.

По данным разработчиков, Dream Chaser будет доставлять на околоземную орбиту грузы и экипажи численностью до семи человек. Первый полет к МКС запланирован на 2020 год.

Со своей стороны, NASA заявило, что в ближайшее десятилетие собирается доставлять грузы на МКС с помощью многоразового пилотируемого корабля Dream Chaser, разрабатываемого Sierra Nevada Corporation.

По данным Ars technica, прототипом Dream Chaser являются советские БОРы, пресловутые "беспилотные орбитальные ракетопланы", один из которых (МиГ-105)  был опробован на высоте 100 километров в 1969 году.

Издание отмечает, что всего десятилетие назад сотрудники SpaceDev Марк Сиранджело и Джим Бенсон заявили - они будут модернизировать HL-20, делая из него "главный грузовик для МКС".  Фактически, разработки СССР сейчас являются лакомым куском во всех отношениях.