"Третьяковская галерея" мексиканских охотников

В Мексике на территории 11 археологических городищ горного массива Сьерра-де-Сан-Карлос обнаружено 4926 наскальных рисунка, датировка которых еще окончательно не проведена. Однако ученые уверены, что они выполнены задолго до появления в этих краях первых европейцев. По их мнению наскальной живописью занимались три группы охотников-собирателей.

Более того, ранее ученые не подозревали, что эти места были заселены каким-то одним племенем, и представляли ли они одну культуру или же несколько.

12 сентября 1940 года 18-летний ученик механика Марсель Равида (Marcel Ravidat) гулял с тремя друзьями и собакой по кличке Робот в лесах около Монтиньяка. Подростки наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Так на территории Франции была открыта знаменитая теперь на весь мир Пещера Ласко (La grotte de Lascaux). Культурный памятник времен палеолита, стены которого содержат 600 нарисованных и 1500 выгравированных изображений, сделанных приблизительно 17 тысяч лет назад. Теперь аналогичная Пещере Ласко находка сделана в другом полушарии — на территории Мексики.

Читайте также: Был ли самый древний рисунок эротическим?

Впервые древняя наскальная живопись Мексики была обнаружена археологами в 2006 году, во время экспедиции в район горного массива Сьерра-де-Сан-Карлос (Sierra de San Carlos), недалеко от города Бургос (Burgos) в штате Тамаулипас (Tamaulipas), приблизительно в ста шестидесяти километрах к югу от Соединенных Штатов. По результатам проведенного за эти годы научного исследования на прошлой неделе состоялась конференция в Мексике, проведенная под эгидой мексиканского Национального института антропологии и истории (INAH), который собственно и занимался их изучением.

Если верить предположениям археологов, кочевые племена селились в этих местах еще в 6000 году до н.э., следовательно, не стоит сбрасывать со счетов, что наскальные рисунки были сделаны восемь тысяч лет назад. На картинах с использованием красной, белой, черной и желтой красок изображены сцены охоты, рыбалки и сбора плодов, а также олени, ящерицы и сороконожки. Среди них можно увидеть астрономические и абстрактные знаки. На одних сценках изображен, скорее всего, быт кочевых обитателей тех мест (заметны временные жилища конической формы), другие же имеют сакральное значение.

В пещере Куэва-де-лос-Кабальос (Cueva de los Caballos) обнаружено более 1550 рисунков, в том числе изображения атлатля - древнего метательного копья ацтеков для охоты. Ранее подобный предмет, изображение которого встречалось бы на территории Тамаулипаса, не был отмечен.

Густаво Рамирес (Gustavo Ramirez) из мексиканского Национального института антропологии и истории с сожалением констатировал, что археологи не обнаружили никаких древних артефактов, связанных с историей создания наскальных рисунков, большую часть которых смыли сезонные дожди. Осталось удовольствоваться жалкими остатками.

Непонятно, какие народы населяли эти края, отмечает соавтор исследования Марта Гарсиа Санчес (Martha García Sánchez), ведь об аборигенах известно только по сообщениям испанских конкистадоров, католических миссионеров и индейцев-проводников. Предположительно, это были три культуры, представленные соответственно кочевыми народами Guajolotes, Iconoplos и Pintos.

Читайте также: Найдены следы самых древних шаманов Америки

Труднодоступные долины и пещеры горного массива Сьерра-де-Сан-Карлос на протяжении почти двухсот лет служили убежищем коренных обитателей окрестных земель, спасавшихся от испанских завоевателей. Информации об их языках, ритуалах, обычаях почти нет. Активная христианизация Бургоса началась только в середине XVIII века (с 1750 года). Индейцы бежали в горы, где была вода и где они могли добыть себе пропитание. Испанцы не совались в горы и не преследовали индейцев в пещерах, хотя за скальп дикаря-язычника платили 25 песо, а за каждого скрывавшегося "крещеного" индейца давали 60 песо.

Читайте самое интересное в рубрике Наука и техника