Реформирование лизинга не требует революции – Киркорова Н.И.

Центробанк РФ планирует серьезную реформу российского лизингового рынка. Поправки в федеральное законодательство полностью изменят нормативную базу, структуру и регулирование этой сферы. С одной стороны, необходимость изменений на рынке давно назрела, с другой — настораживает содержательная часть их реализации.

В первую очередь, в разработанном ЦБ проекте поправок в закон о лизинге вызывает вопросы цель разработки. Согласно документу, цель нововведений: "определить полномочия Банка России по аккредитации лизингодателей, переводу их на план счетов, учет и отчетность некредитных финансовых организаций; предусмотреть саморегулирование на рынке финансового лизинга в соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка".

Получается, что цель изменений законодательства — установление контроля ЦБ РФ за всей лизинговой отраслью. Для этого, во-первых, поправки предполагают лицензирование деятельности лизинговых компаний и внесение сведений о них в реестр финансовых организаций, что и будет осуществлять Центробанк, чтобы контролировать финансовые потоки на рынке. Во-вторых, законопроект имеет пункт о создании в лизинговой отрасли саморегулируемой организации, цель которой — организация отрасли под управлением ЦБ, а также — разработка единых нормативных правил ведения бизнеса.

Однако, если рынок финансового лизинга — неотъемлемая часть экономики страны и направленна расширение производственного потенциала России, то и цель реформы должна определяться результатами именно этой предметной области, нести конкретный макроэкономический характер, а выражаться — в четких показателях и сроках.

Вывод первый: в предлагаемой реформе необходимо разработать государственную макроэкономическую цельс определением количественных и качественных показателей.

Следующий момент, вызывающий вопросы: Конституцией РФ установлен особый статус Центрального банка, определяющий его основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля. Следовательно, развитие национальной экономики не входит в обязанности ЦБ РФ. А значит, в стенах этой организации не может быть сформулирована цель реформ в лизинговой отрасли, как макроэкономическая задача государства.

Регулированием направлений, в которых ведется работа лизинговых компаний, а именно — предпринимательской и внешнеэкономической деятельностью в России занимается Минэкономразвития. Из чего напрашивается вывод второй: реформу возглавляет организация, неимеющая в своей профессиональной деятельности одинаковой направленности с лизингом. А Минэкономразвития, напротив, может сформулировать главную цель реформы, на основе которой — поставить задачи для развития национальной экономики страны.

Особую настороженность в проекте закона вызывает подмена лизинговых отношений на кредитные, которая представляет опасность и для отрасли, и в целом для страны. Конечно, лизинг включает в себя элементы аренды, купли-продажи с рассрочкой платежа, товарного кредита, и др., однако, предметом отношений в этой сфере являются не только возврат инвестиций, но и сам предмет лизинга. Сам факт использования кредитных ресурсов — не аргумент для приравнивания лизинга к кредиту, тем более, что заемными средствами пользуются в своей деятельности в большей или меньшей степени все отрасли народного хозяйства, но это не является основанием приравнивать их к кредиту. Основная цель лизинга — не размещение денежных ресурсов, а обновление основных средств страны.

Вывод третий:в проекте проводимой реформы четко прослеживается линия подмены лизинговых отношений в концепции "аренда" на концепцию "кредит", что может серьезно отразиться на функционировании лизинга в стране и практической реализации многообразия возможностей этого вида деятельности.

Лизинговая отрасль в стране создавалась более 25 лет. За этот период лизинговая отрасль нарастила портфель до объема 3200 млрд руб. в 2016 году, увеличив его с 2002 года в 40 раз. Рост сдаваемого в лизинг оборудования принес увеличения в 17 раз по сравнению с 2002 годом, достигнув 742 млрд руб. в 2016 году. Лизинговая отрасль заняла достойное место не только в нашей стране, но и, по данным Leaseuropa, вывела Россию в области лизинга в 2016 и в 2017 году на 7-е место в Европе.

За 25 лет сформировалась нормативная база отрасли, в рамках которой сложилось профессиональней общение между всеми участниками лизинговой деятельности: лизингодателем, лизингополучателем, поставщиком, банком, страховой организацией, таможенным агентом, брокерской компанией и многими другими. В этой связи возникает вопрос о целесообразности пересмотра нормативной базы лизинговой отрасли в стране. Такой переход потянет за собой внесение поправок и в другие нормативно-правовые акты, например, в гражданский и налоговый кодексы. Фактически все участники рынка, в том числе и банки, и страховые компании, потеряют сложившуюся и отработанную годами деловую практику.А страна в области лизинга при этом скатится на уровень 1995 года, чтобы создавать всю практику заново.

Из чего вытекает четвертый вывод — реформирование отрасли необходимо, но лизинг не требует революции, она снизит потенциал отрасли. В этой сфере стоит провести процесс совершенствования установленных норм лизинга и реализацию мероприятий по активизации обновления производственного парка страны, не теряя при этом наработанную практику.

В итоге смена куратора реформы лизинговой отрасли с ЦБ РФ на Минэкономразвития позволит перевести планируемую реформу на рельсы мягкой эволюции лизинга в стране, не теряя завоеванных позиций в этой сложной, но очень результативной сфере в области совершенствования экономического потенциала России.