По Гималаям пойдут "марсианские машины"

Современные конструкторы работают над созданием машин (в том числе боевых) с шагающими платформами. Серьезные разработки ведут две страны: США и Китай. Китайские специалисты работают над созданием шагающей БМП. Причем эта машина должна будет способна ходить по высоким горам. Полигоном для испытания подобной машины, возможно, станут Гималаи.

"Марсианские машины" имею высокую проходимость

"Вблизи треножник показался мне еще более странным; очевидно, это была управляемая машина. Машина с металлическим звонким ходом, с длинными гибкими блестящими щупальцами (одно из них ухватилось за молодую сосну), которые свешивались вниз и гремели, ударяясь о корпус. Треножник, видимо, выбирал дорогу, и медная крышка вверху поворачивалась в разные стороны, напоминая голову. К остову машины сзади было прикреплено гигантское плетение из какого-то белого металла, похожее на огромную рыбачью корзину; из суставов чудовища вырывались клубы зеленого дыма".

Такими описал нам английский писатель Герберт Уэллс боевые машины высадившихся на Земле марсиан, и сделал вывод, что по каким причинам марсиане у себя на планете почему-то не додумались до колеса! Живи он сегодня на вопрос "почему не додумались" ему было бы проще ответить, так как мы сегодня знаем много больше, чем 100 с лишним лет назад.

А уэллсовские марсиане имели гибкие щупальца, тогда как у нас, людей — руки и ноги. И наши конечности приспособлены самой природой для совершения круговых движений! Именно поэтому человек изобрел пращу для руки и… колесо для ног. Положить груз на бревно и катить, нашим пращурам было естественно, ну, а потом они додумались распилить его на диски и увеличить в размерах. Вот так и родилось древнее колесо.

Вот только вскоре выяснилось, что хотя колесные экипажи и могут быть очень быстроходными — о чем свидетельствует рекорд скорости на земле 1228 км/час установленный на реактивном автомобиле 15 октября 1997 года, — их проходимость весьма ограничена.

Ну, а ноги и лапы позволяют с успехом передвигаться везде. Гепард быстро бегает, а хамелеон вдобавок еще и висит на вертикальной стене, а то даже и на потолке! Понятно, что реально такая машина, наверное, будет никому не нужна, но… важно другое, а именно, что транспортные средства с шагающим движителем уже давно привлекают внимание ученых и конструкторов всего мира. Подобная техника хотя бы и в теории имеет большую проходимость в сравнении с машинами, оснащенными колесами или гусеницами.

Читайте также: 

Трансформер МиГ-31: из перехватчика в бомбардировщик

Будущее Земли: диктатура роботов и новая чума

Шагоход - это дорогой проект

Тем не менее, несмотря на ожидаемые высокие характеристики, шагоходы пока еще не смогли выйти за пределы лабораторий и полигонов. То есть, выйти они вышли, и американское агентство ДАРПА даже показало всем ролик, на котором робот-мул движется по лесу с четырьмя рюкзаками в спине и при этом неуклонно следует за человеком. Упав, такой "мул" смог сам же и встать на ноги, тогда как перевернувшаяся гусеничная машина этого не может! Но… реальные возможности такой техники, особенно если мы будем оценивать их по критерию "стоимость-эффективность" намного скромнее.

То есть "мул" получился очень дорогим, и не слишком надежным, и, что не менее важно, носить рюкзаки можно и другими способами. Тем не менее, ученые не прекращают работу над перспективной техникой с этим необычным движителем.

Тематикой шагоходов среди разных прочих проектов занялись и китайские инженеры. Дай Цзинсун и ряд сотрудников Нанкинского технологического университета занимаются изучением возможностей и перспективами машин с шагающим движителем. Одним из направлений исследований является изучение возможности создания боевой машины на основе шагающей платформы.

Уже опубликованы три научные работы, в которых сообщается о результатах их работы. Причем целью данной работы почему-то стала боевая машина несущая автоматическую пушку, то есть что-то вроде… шагающей БМП!

В опубликованных материалах рассматривается как кинематика машины, так и алгоритмы его движения, хотя сам ее прототип существует пока лишь в виде чертежей. В итоге и ее внешний вид, и все тактико-технические характеристики могут серьезным образом измениться. Но на сегодняшний день "это" выглядит как восьминогая платформа, несущая на себе башню с автоматической пушкой. Кроме того, машина оборудована опорами для большей устойчивости при стрельбе.

При такой компоновке понятно, что двигатель будет в задней части корпуса, трансмиссия идти по бортам, боевое отделение находиться у него посредине, а отделение управления, как и у танка — спереди. По бокам у нее установлены Г-образные "ноги", устроенные таким образом, чтобы машина могла поднимать их, переносить вперед и опускать на поверхность. Поскольку ног восемь, то в любом случае касаться земли будут четыре ноги из восьми, а это повышает ее устойчивость.

Ну, а уж как она будет двигаться — это будет зависеть от бортового компьютера, который будет контролировать процесс движения. Ведь если "ноги" будет переставлять оператор, то… он просто в них запутается, а скорость машины будет просто черепашьей!

Изображенная на опубликованных рисунках боевая машина имеет необитаемый боевой модуль, вооруженный 30-мм автоматической пушкой. При этом он кроме вооружения должен быть оснащен комплектом оборудования, которое позволит его оператору наблюдать за окружающей обстановкой, отслеживать и атаковать обнаруженные цели.

Предполагается, что этот шагоход будет иметь длину около 6 метров и ширину около 2 м. Боевая масса пока что неизвестна. Если эти габариты будут соблюдены, то это позволит сделать машину авиатранспортабельной, и ее можно будет перевозить военно-транспортными самолетами и тяжелыми транспортными вертолетами.

Что и говорить: данная разработка китайских специалистов представляет большой интерес с точки зрения техники. Необычный для военной машины шагающий движитель теоретически должен будет обеспечить машине высокие характеристики проходимости как на поверхностях различных типов, так и в условиях различного рельефа, то есть не только на равнине, но и в горах!

И вот тут как раз очень важно то, что речь идет про горы. На шоссе и даже просто на равнинной местности колесная и гусеничная машина, скорее всего, окажется более выгодной, нежели шагающая. А вот в горах шагоход может оказаться намного перспективнее традиционных машин. А у Китая есть очень важная для него горная территория в Гималаях, так что интерес к такого рода машин именно для данного региона вполне объясним.

Хотя никто не отрицает, что сложность такой машины будет высока, а вот надежностью она вряд ли сравниться с тем же колесным механизмом. Ведь имеющиеся на нем сразу восемь сложных ходовых узлов вместе с приводами, датчики наклона и гироскопы будут намного сложнее любого восьмиколесного движителя.

Кроме того, понадобится использовать специальную электронную систему управления, которая должна будет самостоятельно оценивать и положение машины в пространстве, и положение всех ее ног-опор, и затем управлять их работой в соответствии с командами водителя и заданными алгоритмами движения.

Правда, на опубликованных схемах видно, что сложные приводы имеются только на верхних частях ног-опор движителя машины. Нижние их части выполнены предельно упрощенными, кстати, точно так же, как и ноги у "мула" ДАРПА. Это позволяет упростить конструкцию машины и систему управления, но не может не ухудшать ее проходимость. В первую очередь это скажется на возможности преодолевать препятствия, максимальная высота которых при этом может понизиться. Необходимо продумать также при каком крене эта машина сможет работать без опасения перевернуться.

Читайте также: 

Анатолий Савин: Мир, где царит оружие

Дроны-трансформеры - для полиции и армии!

Прямоходящая боевая машина

Что касается вооружения, то 30-мм автоматическое орудие в горах является достаточно эффективным средством огневой поддержки пехотных подразделений, не говоря уже о том, что модуль, установленный на этой машине, может иметь и другое вооружение. Интересно, что такой вот шагоход сможет применять уникальный прием защиты от подлетающих к нему боеприпасов. Чтобы защититься от них, ему достаточно будет… лечь!

Конечно, изменять клиренс ходовой части могут многие машины, как колесные, так и гусеничные. Но ни одна из них не может это сделать быстро. А вот такой шагоход может! Ему достаточно всего лишь за секунды перед попаданием "быстро упасть на ноги". Тогда снаряд, направленный ему в корпус, пролетит над ним. Быстро изменить траекторию полета он просто не сможет! Как бы там ни было китайский проект вызывает большой интерес, который станет еще выше, когда дело дойдет до металла и испытаний реального образца.

А вот это уже вопрос к разработчикам, поскольку очень важно, а сумеют ли они завершить его разработку на таком уровне, чтобы ее можно было бы построить и испытать? Интересно, что первое, что бросается в глаза, когда рассматриваешь этот китайский проект, это отсутствие у этой машины… колес!

Ведь очевидно, что по ровной дороге выгоднее ехать, чем бежать на восьми ногах, а шагающий движитель включать лишь на пересеченной местности. Однако такое усовершенствование не может не привести к усложнению конструкции и снижению его технической надежности, что для военных машин абсолютно неприемлемо.

Кстати говоря, у нас в России боевая машина, вот только на двух ногах, с пушечным вооружением и бензиновым двигателем под названием "Сокол" была уже даже построена. Однако в итоге она попала в музей бронетанковой техники в Кубинке.

Да, внешне смотрится просто здорово, но реальных перспектив у нее не оказалось. Да, где-то в каких-то конкретных условиях она оказалась приемлемой и даже в чем-то лучше гусеничных машин. Но… под каждое специфическое условие делать машину? Так никакого военного бюджета не хватит! А раз так, но и китайский эксперимент это всего лишь очередная задумка инженеров, сделать и посмотреть: а вдруг получится?

Читайте также: 

Армия будущего: боевые роботы с "Соснами"

На тропу войны выходят роботы