Павел Брюн: в российских шоу много плагиата

Главный редактор "Правды.Ру" Инна Новикова взяла интервью у продюсера, режиссера, хореографа Павла Брюна. Его самые известные проекты — Cirque du Soleil и работа с Селин Дион. В беседе с главредом Павел рассказал о секрете успеха Cirque du Soleil, о плагиате в российских шоу и о том, почему российские масштабные постановки редко собирают аншлаги.

— Павел, ваш 17-летний опыт работы за границей бесценен. Вы устраивали шоу невероятных масштабов. У вас были сумасшедшие возможности для реализации собственных идей. Вы уже пять лет в Москве. Почему же в России до сих пор не состоялась премьера вашего собственного проекта?

— Работа идет. Просто я не люблю говорить о неоконченных проектах, потому что, например, на российских федеральных каналах я часто видел откровенно украденные моменты из спектаклей, которые мы делали с Франком Драгоном. Почему-то в России не считается зазорным украсть кусок чужого шоу, постановки. Я всегда относился к этому с легкой иронией: раз у меня воруют, значит я делаю что-то путное. Но симптом-то не очень хороший.

— Как можно украсть, содрать кусок вашего шоу? Ведь чтобы повторить ваши постановки, нужны серьезные ресурсы.

— Если человек способен оценить технически сложный сегмент произведения, может понять, как это сделано и воспроизвести увиденное, значит у этого человека есть технические и финансовые возможности. Тут уже у меня возникает вопрос: "Чего же ты своего-то не сделаешь?".

— Может, ему работать не с кем? С вашей легкой руки из России уехали многие талантливые артисты. Теперь все они работают на иностранных подмостках.

— Платите людям нормально, относитесь к ним по-человечески и они не поедут работать в Cirque du Soleil или куда-то еще. Если не можете предложить достойных условий, тогда не кричите на весь белый свет, что у нас лучший в мире цирк, что у нас все самое лучшее. В культурные проекты нужно инвестировать деньги.

— Где их взять? Среднестатистический российский житель вас не поймет: какая культура, какие шоу, если он живет от зарплаты до зарплаты?

— Мы хотим вложить сегодня, а прибыль получить завтра. Как говорил Остап Ибрагимович, "скоро только кошки родятся". Именно "кошки" у нас и родятся: возникает одна трескучая программка, другая, но живут они недолго. Но дело не только в деньгах. Я часто слышу в цирковой среде: "Дайте нам бюджет, как у Cirque du Soleil, и мы сделаем лучше". А вот не сделаете! Краеугольным камнем этого дела является не доллар, не рубль, не йена и не евро. Потому что вначале у Cirque du Soleil была идея.

— Какая была идея у основателя Cirque du Soleil Ги Лалиберте? Вы могли бы на его конкретном примере показать, где взять деньги под реализацию проекта?

 

Когда 10-15 человек собрались вместе в одной из канадских деревень, у них было только сильноежелание сделать шоу. Деньги появились гораздо позже. В 1984 году исполнялось 400 лет со дня основания Квебека. Правительство призвало создать культурную программу празднования. Тогда наглый 24-летний Ги Лалиберте вперся в кабинет премьер-министра и сказал: "Мы сделаем лучший цирк". Ги Лалиберте, обладая немыслимым даром убеждения, попросил полтора миллиона канадских долларов. И он эти деньги получил. Была сделана отличная программа. С ней они выступили в Квебеке и поехали на фестиваль искусств в Лос-Анджелес. Причем, когда они уезжали из Квебека в Лос-Анджелес, денег у них было только на билет в одну сторону. Если бы в Лос-Анджелесе они с треском провалились, им бы пришлось распродавать свое барахло, включая шапито, и автостопом возвращаться домой. Но их ждал сокрушительный успех. Полтора миллиона долларов, которые им были даны взаймы, Cirque du Soleil вернул правительству за полтора года. С тех пор они живут, с одной стороны, на то, что зарабатывают сами, с другой стороны, есть ряд серьезных международных брендов, которые рады спонсировать Cirque du Soleil. Вложив полтора миллиона занятых канадских долларов в 1984 году, в 2000 году Ги Лалиберте стал мультимиллионером. Детище Ги Лалиберте живет уже 18 лет.

— А в России сегодня есть такой долгоиграющий проект?

— Пожалуй, нет. Единственное исключение — компания Stage Entertainment, которая успешно продюсирует в России мюзиклы. Так, мюзикл Mamma Mia! шел в Москве несколько лет.

— А сколько может длиться шоу? Есть ли некий предел?

— Совместное шоу Mister мы с Франком Драгоне открыли в Лас-Вегасе на Рождество 1993 года. В 2013 году ему исполнилось 20 лет. Шоу идет 474 раза в год.

— Как вам это удалось?

— Просто начинать надо с идеи "сделать лучший спектакль" или "сделать лучший цирк", а не бежать за деньгами с мыслью "как бы нам это распилить, как бы откатить и чего бы еще такого сделать по-быстрому".

— Павел, с таким багажом знаний, опыта, идей мы ждем от вас грандиозной российской программы. Расскажите о ваших творческих планах.

— Я сейчас занимаюсь двумя-тремя российскими проектами. Они связаны с архитектурой, дизайном и выставочным бизнесом. У меня также есть написанный еще в 2005 году сценарий большого шоу. Сценарий написан по мотивам двух знаменитых книг. Произведения принадлежат перу разных авторов, которые, кстати, жили в разных тысячелетиях. Я верю, что этот сценарий удастся реализовать в России. Помните, что сначала была идея. А она у меня есть, и не одна.

Читайте также:

Мацкявичюс: "Если диктор уходит из кадра..."

Павел Коган: Пилот над океаном музыки

Шод Муладжанов: В России слишком много денег

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"